Музей Тропинина представляет графику первой половины XIX века из частных собраний
Такая выставка — событие в музейной практике нечастое, поскольку графические работы очень хрупкие и не любят свет.
Она впервые вышла в свет спустя многие годы, фаворитка императора Павла Первого, княгиня Анна Лопухина — акварельный портрет кисти Карла Брюллова. Ценная, хрупкая графика из коллекции Степана Вишневского хранится в фондах музея Тропинина и публике представляется крайне редко. Впрочем, как и все экспонаты этой выставки. Два века назад они украшали залы дворцов, императорские собрания и кабинеты дворянских семей, сегодня находятся в 17 московских и петербургских частных коллекциях.
Сергей Подстаницкий, коллекционер, куратор выставки: «Одна из самых значимых вещей — этот рисунок Жана Энгра, одного из крупнейших представителей неоклассицизма французского. Работы его даже в отечественных музейных собраниях встречаются крайне редко, что уж говорить о частных коллекциях. Один из коллекционеров недавно приобрел этот замечательный портрет».
В пушкинскую эпоху графические работы для большинства дворянских и купеческих семей были доступнее живописных. Заказывать портреты у «лидеров арт-рынка» того времени могли только самые богатые люди. Например, у Кипренского и Брюллова цена начиналась от тысячи рублей. Рисунок и акварель как малые формы большого искусства позволяли и запечатлеть образы близких людей, и украсить дом. И сегодня по этой графике мы можем изучать быт, нравы, моду, досуг эпохи романтизма.
«Это работа Владимира Гау. Изображены здесь дети принца Ольденбургского — члены российского императорского дома. У каждого своя интересная судьба. Мальчики, которые здесь изображены, сделали серьезную военную карьеру, участвовали в русско-турецкой войне. Старшая девочка Александра Ольденбургская, вышла замуж за князя Николая, позже основала в Киеве Покровский монастырь», — рассказал Сергей Подстаницкий.
Редкие исторические документы эпохи. На работе Степана Галактионова можно увидеть Английский дворец в Петергофе, полностью уничтоженный во время Второй Мировой войны. А это портрет героя войны 1812 года графа Вальмоден-Гимборна, которого запечатлел австрийский художник Даффингер. До этого единственным известным его изображением был портрет работы Доу в Военной галерее Зимнего дворца. Архитектуру Москвы и Петербурга можно изучать по работам Василия Садовникова.
Сергей Подстаницкий: «Эта вещь отличается от всех прочих тем, что здесь мы видим не столько фотографическое изображение арки главного штаба в Петербурге, сколько идеологическую формулу николаевского времени — православие, самодержавие, народность. Здесь мы как раз видим отражение — Николай Первый проезжает, его осеняют главы церкви православной. Вокруг императора изображены представители разных сословий».
Дополняет историю провенанс экспонатов. Многие работы хранились в собрании дочери Николая I — великой княгини Ольги Николаевны, в коллекции неаполитанского королевского дома, у знаменитого танцовщика и хореографа Сержа Лифаря. А эти две работы Эрхарда и Папендика, обнаруженные в частных собрания, пропали во время Второй мировой войны из Бременского Кунстхалле. Коллекционеры готовы передать вещи законному владельцу после переговоров всех заинтересованных сторон. А пока эти предметы снова введены в научный и культурный оборот.
По материалам сайта smotrim.ru