На аукционе Антиквариум 27 сентября будет представлен редкий автограф Сомова
Константин Андреевич Сомов (1869, Санкт-Петербург — 1939, Париж) — русский живописец и график, мастер портрета и пейзажа, иллюстратор, один из основателей общества «Мир искусства» и одноименного журнала.
История возникновения издательской группы «Общины святой Евгении» весьма любопытна. В 1880-е годах известный русский живописец Гавриил Павлович Кондратенко отправился на этюды в Крым. В Севастополе он встретил нищую, оказавшуюся бывшей сестрой милосердия. Во время русско-турецкой войны 1877 - 1878 годов сестры милосердия выхаживали раненых, но после ее окончания оказались не у дел, без средств к существованию и сильно бедствовали. Встреча произвела на художника сильное впечатление, и он не остался безучастным к судьбе этих женщин. Вернувшись в Петербург, Г.П. Кондратенко организовал благотворительную выставку в пользу сестер милосердия, и обратился за помощью к влиятельным лицам. В итоге в 1882 году был организован «Санкт-Петербургский Попечительный комитет о сестрах Красного креста». Инициаторами создания явились российские деятели искусства. Заботу о благотворительной организации взяла на себя принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская, внучка императора Николая I. В честь ее небесной покровительницы, святой Евгении, организация и получила название «Община святой Евгении». Являясь председательницей Императорского Общества Поощрения Художеств, принцесса Ольденбургская предложила наладить выпуск почтовых конвертов и художественных открыток, чтобы с их продажи пополнять казну Общины. Непосредственная работа по организации издательства была возложена на председателя Общины Евдокию Федоровну Джунковскую (фрейлину императрицы Александры Федоровны) и секретаря Ивана Михайловича Степанова.
Иван Михайлович Степанов (1857-1939), глава издательства и делопроизводитель Попечительского комитета Общины св. Евгении, секретарь Общества поощрения художеств, член Комитета популяризации художественных изданий. Начал работать в Комитете в 1896 г. Успех издательства Общины Св. Евгении является его заслугой.
Основную часть печатной продукции «Общины» составляли издания, которые сегодня относятся к разновидности искусства, именуемой графическим дизайном. Печатали портреты, календари и альбомы, каталоги к выставкам. Среди «находок» можно назвать введенные в обиход именно этим издательством художественно оформленные почтовые конверты, в которых можно было рассылать визитные карточки. Эти конверты довольно долго так и назывались: «вместо визитов». Издание этих конвертов было одним из первых шагов главы издательства И. М. Степанова.
С привлечением в 1902 году к работе издательства художников «Мира искусства» (к этому периоду относится знакомство К.А. Сомова и И.М. Степанова) начался самый интересный и плодотворный период издательской деятельности «Общины» по распространению и популяризации в России русского и зарубежного искусства. Издатели обратились к репродуцированию произведений живописи и скульптуры из собраний Эрмитажа, Русского и Румянцевского музея, Третьяковской галереи и Оружейной палаты, Музея Академии художеств, Музея барона Штиглица и других, открыв таким образом еще одну новую главу в истории русской открытки. При этом продолжалось издание произведений и портретов современных художников, среди которых значительное место занимали «мирискусстники» А.Н. Бенуа, К.А. Сомов, М.А. Врубель, Е.Е. Лансере, И.Я. Билибин, Л.С. Бакст. Община издавала табель-календари по рисункам Сомова (1905—1908) и Билибина (1911).
В книге И. Степанова «За тридцать лет». 1896 - 1926», вышедшей в 1928 году, подведен итог работы: за время существования издательства было выпущено более 6500 открыток, более 150 книг, альбомов, брошюр, каталогов и проспектов.
А.Н. Бенуа, предлагая опубликовать открытку с фотопортретом И.М. Степанова, писал: «Ваша полная преданность делу, Ваше усердие (от слова сердце), готовое на все жертвы, Ваше упорство, почти не ведающее моментов упадка духа и всегда готовое приободрить тех, кому не хватает собственного мужества, - все это составляет прекрасную и цельную «фигуру», являющуюся живым примером того, как следует служить «обществу ближних». Позже, в 1926 году, поздравляя Степанова с 30-летием издательства, Бенуа отмечал: «В сравнительно скромной области Вы создали большое и прекрасное дело. Вы, как никто, послужили нашей русской образованности».
После революции, в 1920 году издательство было переименовано в Комитет Популяризации Художественных Изданий (сокращенно КПХИ) при Государственной Академии истории материальной культуры и в таком виде просуществовало до 1930 года.
По материалам сайта antik-tv.com