Наряжался на праздники «Призраком». 19 октября – 100 лет со дня рождения поэта и драматурга Александра Галича

Вряд ли это событие будут широко отмечать. Не потому, что забыли, хотя немного и подзабыли, конечно. Но в основном думается, что как сатирик Александр Галич предельно актуален и по сей день. Он, вполне вероятно, считал, что «серьезные» свои стихи и песни пишет, так сказать, для вечности. А сатиру – на злобу дня. Мы не знаем, конечно, так это было или нет, но многие его читатели и слушатели считали именно так. А вышло если и не наоборот, то уж точно иначе. Сатира Галича описывает наше время не хуже, чем брежневское.

Галич ведь не был борцом с режимом. Поначалу он вообще был преуспевающим советским драматургом, очень даже небедным человеком. Его невероятно смешная комедия положений «Вас вызывает Таймыр» (1947–1948), написанная в соавторстве с Константином Исаевым, широко шла в театрах Советского Союза, а в 1970-м была экранизирована. Фильмы по его сценариям – «Верные друзья» (опять же в соавторстве с Исаевым, 1954), «На семи ветрах» (в соавторстве с режиссером Станиславом Ростоцким, 1962), «Дайте жалобную книгу» (в соавторстве с Борисом Ласкиным, 1964) – имели большой успех. А за сценарий картины «Государственный преступник» (1964) Галич был награжден грамотой КГБ СССР. Он был в первую очередь драматургом, советским, подчеркнем, драматургом.

Да и после. Он критиковал Сталина и слишком уж дикие перегибы пропаганды. И был, нам кажется, уверен, что он советский патриот, настоящий и именно советский патриот. Потому и борется с недостатками. А его почему-то считали диссидентом, антисоветчиком и отщепенцем. Что делать, когда власть сходит с ума, она бьет по лучшим из тех, кто пытается ее спасти. Может быть, прислушайся советская власть к Галичу, СССР существовал бы до сих пор. Только был бы он совсем другим, с человеческим и рыночным лицом, если можно так выразиться.

Так кем же был Александр Галич – патриотом или диссидентом? А может быть, не «или», а «и»? Был патриотом, был диссидентом. Александр Галич, Гинзбург АЛександр АркадиевИЧ (псевдоним создан самим бардом как аббревиатура своих фамилии, имени и отчества).

….У Александра Галича песни – во многом спектакли. Сказалось драматургическое прошлое, даже тогда, когда он уже и был отлучен от театра и кино. В перестройку, когда все разрешили, по песням Галича начали ставить спектакли. И оказалось, что по многим его песням можно ставить сценки с двумя-тремя-четырьмя действующими лицами. Один «Старательский вальсок» чего стоит. И поставить такой спектакль не сложно, потому что каждая песня – это отдельная сцена, отдельная драма.

Наверное, в авторском исполнении его песни проигрывали. Хорошие актеры и певцы, да и просто хорошие исполнители у костра с гитарой улавливали ту напевность его мелодий, которую он сам передать не мог.

Но уж «Отрывок из радиотелевизионного репортажа о футбольном матче между сборными командами Великобритании и Советского Союза» Галич исполнял мастерски, тут никто из артистов с ним соревноваться не мог. В этой песне особенно удались прозаические вставки, собственно «репортаж»: «…Да, странно, странно, просто непонятное решение – судья Бидо принимает обыкновенный силовой прием за нарушение правил и назначает одиннадцатиметровый удар в наши ворота. Это неприятно, это неприятно, несправедливо и... а... вот здесь мне подсказывают – оказывается, этот судья Бидо просто прекрасно известен нашим журналистам как один из самых продажных политиканов от спорта, который в годы оккупации Франции сотрудничал с гитлеровской разведкой. Ну, итак, мяч установлен на одиннадцатиметровой отметке, кто же будет бить? А... ну, все тот же самый Боби Лейтон, он просто симулировал травму, вот он разбегается, удар!.. Да, досадный и несправедливый гол, кстати, единственный гол за всю эту встречу, единственный гол за полминуты до окончания матча, единственный и несправедливый, досадный гол, забитый в наши ворота…»

Звучит, повторимся, более чем актуально.

В эмиграции у Галича зародился цикл песен – посвящений писателям и поэтам Юрию Домбровскому, Борису Чичибабину, Варламу Шаламову, Льву Копелеву, кинодраматургам Валерию Фриду и Юлию Дунскому. Да, эти песни были лучше поэтически отточены. Но в народе они уже не были так известны.

Зато хорошо была известна песня «Как Клим Петрович выступал на митинге в защиту мира» про то, как сотрудник по поручениям обкома КПСС перед митингом в защиту мира перепутал тексты речей и дал подсадной утке (проверенному человеку, который должен был на митинге выступать от имени народа) не тот текст, а тот поленился проверить и, выйдя на трибуну, начал читать: «…который год я вдовая, все счастье мимо, но я стоять готовая за дело мира!»

Песня «Спрашивайте, мальчики» существовала в двух вариантах. Песню без упреков советской власти часто передавали по телевизору, и вообще она вошла в достаточно популярный в то время фильм «Не самый удачный день» (1966) с Никитой Михалковым.

Впрочем, был у Галича и менее нейтральный текст этой песни. Тут уже поднималась тема всеобщего замалчивания.

А еще Галич любил оформлять свои песни в цыганских мотивах. Это и «Больничная цыганочка» или «Ночной разговор в вагоне-ресторане».

 

Ну, скостили нам срока,

Приписали в органы,

Я живой еще пока,

Но, как видишь, дерганый...

 

Так описал Александр Галич реакцию на ХХ съезд и развенчание Сталина в одном из гулаговских лагерей. Почему он писал об этом? Ведь мог же не писать… Или не мог? Не мог. И не потому что был диссидентом, а потому что был патриотом.

 

По материалам сайта ng.ru

 

« Назад