Нотная библиотека князя Владимира Фёдоровича Одоевского
В 1980 году в РГБ приступили к составлению каталогов владельческих коллекций выдающихся российских деятелей. Об одном из них, князе Владимире Фёдоровиче Одоевском (1804—1869), чья коллекция хранится в библиотеке, ранее уже говорили. В обзор вошли книги по философии, эстетике, педагогике, естественно-научные и историко-литературные труды. Но раскрытие богатейшей коллекции Владимира Одоевского не будет полным, если не сказать о нотных изданиях и музыкальных трудах, входящих в библиотеку, о сочинённых им музыкальных пьесах.
В отчёте Румянцевского музея за 1867—1896 годы было отмечено, что в коллекции Одоевского широко была представлена «история и преимущественно история музыки, равно как и теория этого искусства».
Известно, что князь любил музыку, был прекрасным музыкантом, историком и теоретиком. Кроме того, после переезда в Москву у Одоевского, несмотря на то, что в «его гостеприимном кабинете встречались люди самых разнообразных профессий и специальностей», «начался довольно заметный поворот интересов и деятельности в сторону музыки». Он целенаправленно собирал ноты и книги по музыке, которые покупал не только в русских магазинах или книжных лавках, но и «через купцов-букинистов разыскивал редкие материалы», заказывая их за границей. Известно также, что многие его друзья, знакомые учёные и литераторы дарили ему свои книги по музыке и ноты — об этом говорят оставленные на книгах их автографы и дарственные надписи.
В Дневнике Одоевского читаем: «Священник Зачатьевской церкви ... привёз мне Обиход и Праздники издания 1772 года», «... молодой Веневитинов ... обещал ещё прислать старых нот». В свою очередь и сам Одоевский щедро дарил друзьям издания из своей библиотеки: «... американец Юнг (подарил ему Обиход и Праздники)...»; «... Яромир Эрбен — подарил ему синодский Ирмологий»; «Екатерине Алексеевне [Хомяковой] дал коллекцию симфоний Гайдна. Лаубу — Reismann’а, жене его Merkel’s Stimme und Sprache Organ».
Напомним факт передачи Ольгой Степановной Одоевской, вдовой Владимира Фёдоровича, после его смерти бόльшей части нот в Московскую консерваторию. Какое-то количество этих нот затем перешло в Музей музыкальной культуры имени М. И. Глинки — ныне Российский национальный музей музыки. В книжной части коллекции Одоевского в РГБ были выявлены ноты и книги по музыке в процессе подготовки «Каталога библиотеки В. Ф. Одоевского». В 1993 году часть нот переставили в фонд отдела нотных изданий и звукозаписей.
Хронологические рамки музыкальной коллекции Одоевского, находящейся в РГБ — от 1606 до 1863 года. Сюда входят более 40 историко-теоретических изданий с нотными примерами, около 20 собственно нотных изданий.
Известно, что во многих книжных изданиях Одоевский проставлял чернилами шифр, сочетающий в себе римские, арабские цифры и буквы латинского алфавита, обозначающие отрасль знания (и одновременно шкаф), полку и место на полке. Такой же шифр встречается и в нотах. Например, в издании Feillée Fr. «Nouvele méthode pour apprendre facilement les regles du plain-chant et de la psalmodie...» мы видим запись «N. XXVI 1/6», где «N.» — ноты, «XXVI» — номер шкафа, «1» — номер полки, «6» — место на полке. Практически на всех изданиях имеются факты принадлежности их Одоевскому.
Помимо известного экслибриса с гербом князей Одоевских на нотах и музыкальных историко-теоретических трудах сохранились автографы Владимира Фёдоровича на русском и французском языках, написанные ручкой с чёрными чернилами, реже карандашом. Чаще всего владелец оставлял их на переплёте, обложке, титульном листе.
В нотах можно увидеть разные варианты автографа: В. Одоевский, К. В. Одоевский, Кн. В. Одоевский, Ex libris Pr. W. Odoewskoy, P.W.O., Prince W. Odoewsky, W. Odoewsky и другие. Многочисленные карандашные пометы на страницах изданий говорят о том, что владелец их изучал, осмысливал. Встречаются такие «следы» работы, как отчёркивания ногтем, знаки «NB», «!», даже нотная правка. На корешках некоторых изданий можно увидеть прямоугольные наклейки с указанием отрасли («Mus») и номер полки и место, а также тиснёные золотом буквы «P.W.O» и «К.В.О».
Внешний облик большинства изданий нотной коллекции весьма скромен: почти все издания в обычных для того времени переплётах. Исключение составляют несколько изданий, имеющих кожаный переплёт, гравированные титульные листы и иллюстрации.
Нередко для удобства работы с материалами одного направления Одоевский объединял небольшие по объёму издания, ноты и книги в единый корешок. Образцом такого своеобразного методико-теоретического «сборника» служит конволют, включающий номера газет, бюллетеней, отдельно изданные статьи по истории арабской, греческой музыки, иллюстрации, таблицы, нотные вкладыши.
Нотные издания и музыковедческие труды демонстрируют разносторонние музыкальные интересы Владимира Фёдоровича Одоевского: народные песни, французская опера, песнопения католической церкви, русская духовная музыка, научные исследования музыкальных инструментов, теория композиции, фуги, методика исполнительства.
Наиболее интересным среди отечественных изданий является «Песенник, или Полное собрание старых и новых российских народных и прочих песен для фортепиано, собранные издателями», изданный в 1797 году. Одоевский всегда тепло относился к фольклору: любил записывать народные песни с голоса Владимира Ивановича Даля или Ивана Евстратьевича Молчанова и по возможности собирал все сборники народных песен. Его исследования по фольклору часто появлялись в печати.
В издании «Песенника» мы видим экслибрис и различные рукописные записки и надписи как минимум пяти владельцев сборника. Главными являются собственноручные комментарии Одоевского к «Песеннику». Небольшой лист является историко-культурным памятником. Исследователи русской музыкальной культуры конца XVIII—XIX веков знакомы с этим документом. В трудах Бориса Львовича Вольмана и Бернарда Борисовича Грановского даже имеются ссылки на него. К сожалению, цитирование текста было неполным и не всегда точным.
В читальном зале нотного отдела можно познакомиться с полными комментариями Одоевского и других владельцев «Песенника». Расшифровка выполнена Аллой Алексеевной Семенюк при консультации доктора исторических наук Александры Алексеевны Гусевой, сотрудника научно-исследовательского отдела редких книг, и кандидата исторических наук Евгении Эдуардовны Вишневской, заместителя заведующего отделом рукописей.
В заключение ещё раз подчеркнём ценность музыкальной коллекции князя Владимира Фёдоровича Одоевского. Современники отмечали, что главным украшением квартиры князя была «замечательная библиотека, постоянно им дополнявшаяся». Коллекция Одоевского — «не предмет библиофильского любования, а ... источник знаний для её владельца». В настоящее время изучение музыкального фонда библиотеки Одоевского продолжается.
По материалам сайта rsl.ru