Новая столичная выставка посвящена старинным картам
Выставка «От Московии к империи» открывается в музее-усадьбе Муравьевых-Апостолов. В залах особняка на Старой Басманной ‒ старинные карты, гравюры, модели судов. Репортаж Марии Трофимовой.
«Татария или Царство Великого Хана» ‒ так Российскую империю именовали европейцы до середины XVIII века, пока отечественная картография не заняла одно из ведущих мест в мире. Вообще интерес к Московии Запад не проявлял до конца XV столетия. О ней мало что знали, показывая на окраине карты. Но уже век-полтора спустя Россия была самым большим государством в Европе. Вот, например, англичанин Джон Спид, помимо самой карты страны, показал план Москвы и сопроводил их иллюстрациями.
«"Горящая изба". Как иностранец поймет, что это за "горящая" изба? И тогда они взяли и сделали разрез. Изобразили избу в разрезе. Это баня. Потому что у них в Англии такого нет», ‒ рассказала директор музея-усадьбы Муравьевых-Апостолов Татьяна Макеева.
Были карты земель и даже ветров. На них лица темнокожих людей обозначали южный ветер, скандинавских старцев ‒ северный. На выставке очень редкий ‒ экземпляр 1740 года. Написанная Георгом Зойтером, основателем аугсбургской школы картографии. Изысканная декоративность не мешает функциональности, гравер изложил всю необходимую информацию для моряков на шести языках, что было жизненно важно.
Вот так выглядел кабинет картографа-геодезиста XVIII века, например, Матвея Артамоновича Муравьева. Дед знаменитых декабристов, как говорили тогда, «сочинял карты» ‒ составлял планы Рижской крепости, реки Двины и Курляндской границы, картографировал, практически весь север европейской части, Сибирь. Его прапраправнук Кристофер родился в Австралии. С географическими науками не связан, но путешествовать любит, особенно по России.
«Мне нравится путешествовать по всем этим местам. Два года назад ездил 200 км по реке Амур. В прошлом году ‒ Ямал. Мне нравятся дикие места, которые есть в России», ‒ поделился учредитель дома-музея Муравьевых-Апостолов Кристофер Муравьев-Апостол.
Путешествовали в основном по воде. В XVII веке Голландия была одной из морских держав. В Королевском музее Амстердама можно увидеть подлинный макет легендарного судна «Принц Вильям», одного из самых крупных кораблей, построенных в середине XVII века для Ост-Индской компании. На выставке ‒ «вольная» его копия. Чтобы воссоздать ее, художнику-реставратору Дмитрию Марину понадобилось десять лет.
«Бывают совершенно легендарные макеты, совершенно невероятные. Самый легендарный макет ‒ это макет 1450 года, существующий в музее принца Генриха в Ротердаме. От XV века осталась одна модель ‒ один макет на весь мир. И все, что мы знаем о Колумбе, сделано на базе одной модели», ‒ объяснил Дмирий Марин.
Корабли нередко изображались и на картах так же, как и удивительные животные, растения, обитатели иных земель. Их изображения становились настоящими произведениями искусства.
По материалам сайта tvkultura.ru