Новая столичная выставка рассказывает о том, как Владимир Маяковский общался с аудиторией
Разговор с читателем – не только о поэзии. В галерее «На Шаболовке» открылась выставка «Маяковский. Универсальный ответ записочникам». Это целое исследование о том, как поэт общался с аудиторией на своих выступлениях. Репортаж Юлии Кундрюковой.
Это не выставка, а целое социологическое исследование. «Записочники» ‒ так Маяковский называл тех, кто на выступлениях писал и передавал ему вопросы ‒ и вдохновляли, и подавляли. Через эти послания Маяковский виден по-новому, и социум того времени как будто ближе.
«Наша выставка больше даже не столько о Маяковском, сколько об обществе двадцатых годов, как оно воспринимало поэта. И мы вычленили несколько социальных типов, которые, как нам показалось, наиболее активно ходили на выступления Маяковского, писали ему записки», ‒ рассказала галерист Александра Селиванова.
У Маяковского собралась коллекция из 20 тысяч таких записок. Сохранилось гораздо меньше ‒ около семи. Авторы выставки предположили, кто мог задавать эти вопросы и разделили читателей на семь категорий, каждую из которых даже одели в типичные костюмы 20-х годов. «Рабочие» ‒ самая многочисленная аудитория, те, на кого Маяковский ориентировался прежде всего.
«Были, конечно, записки от влюбленных барышень. "Товарищ, мне не нравится ваша пьеса, а нравитесь вы сами. Люблю вас давно. Вера Варламова"», ‒ процитировала куратор выставки Марина Краснова.
Голос из зала для Маяковского был стимулом. Например, стихотворение «Нашему юношеству» он исправил после записок на одном из выступлений. Еще один тип – «Бывшие» ‒ это дореволюционная интеллигенция, которая не принимала «нового» Маяковского, считая его исключительно футуристом. А с «Нэпманами» у него вовсе ‒ почти война. В записках они делают замечания про штаны, критикуют его нелюбовь к мещанству. Именно нэпманы спрашивали у поэта про деньги.
Директор Музея Маяковского Алексей Лобов знает, где искать ответы: «"Скажите, сколько вы получили за сегодняшний вечер?" или "Товарищ Маяковский, сколько вы взяли за сегодняшнее выступление здесь?". То, что интересовало публику, куда идут деньги, это все еще легко найти еще и в налоговом деле Маяковского».
«Студенты», с одной стороны, многочисленная, с другой ‒ самая бесцеремонная публика. Вот Маяковского называют продажной шкурой, есть и нецензурные высказывания. Но на эти встречи он приходил до конца жизни. Эти пять тетрадей поэт подготовил специально для выставки ‒ 20 лет творчества, попросил напечатать некоторые вопросы из записок и оставить место для ответов. На выставку тогда пришли в основном студенты. Газеты ее не анонсировали, из правительства никто на приглашения не ответил, но позже, в «Огоньке» вышла статья о том, что читатели единогласной резолюцией требовали награждения Маяковского званием народного поэта.
По материалам сайта tvkultura.ru