Новый музей Павла и Сергея Третьяковых появился в Москве

Музей Павла и Сергея Третьяковых – небольшой особняк рядом с Новой Третьяковкой. Здесь братья провели порядка 10 лет детства. Позже семья переезжала. Особняк был национализирован, в 70-е передан Министерству культуры. Здание долго не эксплуатировалось. Идею проекта музея вынашивали годами. В одной анфиладе второго этажа решили расположить кабинет Сергея Третьякова, в другой – кабинет Павла. В зале между ними разместить картины из коллекций обоих. «Здесь было несколько противоречивых моментов. С одной стороны, немного подлинных предметов, которыми мы могли бы располагать, с другой стороны, братья провели здесь детство, и кабинетов здесь не было – нам надо было рассказать аллюзию. Рассказать об этих людях с разных точек зрения. Перед нами стояла задача – сохранить все ценное, подлинное в самом доме», – говорит руководитель архитектурного бюро «Рождественка» Наринэ Тютчева.

На маленькой площади – огромный массив информации. В кабинете Павла Михайловича переплетается деловое и личное. Плотно висящие картины, коллекция икон, рамы для картин. Часто он сам занимался полотнами, которые покупал. Покрывал их лаком, подбирал рамы. На массивном бюро – фигура коня работы Клодта, рядом – фарфоровые игрушки детей, венчальный платок и шкатулка супруги. Павла Третьякова считали человеком закрытым, несмотря на его обширный круг знакомств. «Известно, что в том же бюро у него были потайные шкафчики. Ни жена, ни дети не располагали никакой возможностью туда попасть. У него были свои тайны, секреты», – говорит заведующая музеем Павла и Сергея Третьяковых Маргарита Корнилина.

Библиофил – у него была огромная библиотека, заядлый путешественник – вот подзорная труба, с которой объездил полмира, фотографии друзей – Крамской, Перов, Миклухо-Маклай... Брат Сергей слыл в обществе человеком более коммуникабельным, с 22 лет занимался общественной деятельностью. Занимал пост Московского городского главы. При нем был начат сбор средств на памятник Александру Второму, открыт памятник Пушкину и организованы Пушкинские торжества.

Татьяна Юденкова, куратор проекта музея Павла и Сергея Третьяковых: «В свое время Сергей Третьяков был известен больше, чем Павел Третьяков. И о галерее Павла говорили, «галерея брата нашего Московского городского головы». Акценты были изменены».

В кабинете Сергея Михайловича – мебель, письменный прибор, другие мемориальные предметы из его бывшего особняка в Гоголевском переулке. Там же он хранил свою коллекцию – в отличие от брата собирал европейское искусство. К нему часто приходили художники. Студенты училища ваяния и зодчества копировали работы мастеров барбизонской школы. Среди них были Коровин и Левитан. Собрание Сергея Третьякова было небольшим – 84 работы европейских и 37 русских. В то время как галерея брата насчитывала три с половиной тысячи полотен.

Татьяна Юденкова, куратор проекта музея Павла и Сергея Третьяковых: «Сергей Михайлович коллекционировал таким образом: он покупал работу, мог ее продать, обменять – он повышал качество своей коллекции. Третьяков собирал музей русского искусства. И он практически не избавлялся от вещей в своей коллекции. Его музей демонстрировал эволюцию русского искусства».

От каких-то работ Павел Третьяков боялся избавляться. Он понимал: то, что современники не примут сегодня, оценят через десятилетия. Он бережно относился к своей коллекции и формировал Музей национального искусства.

 

По материалам сайта smotrim.ru

 

« Назад