Образ судьбы в зеркале текста
Шаль Анны Ахматовой, автограф Александра Блока, графику Зинаиды Серебряковой и множество ценных подлинных предметов привезли в Хабаровск на выставку, посвященную женщинам Серебряного века.
Больше 200 экспонатов из собрания музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме прибыли в музей им. Гродекова из Санкт-Петербурга в рамках нацпроекта «Культура». Это оригиналы фотографий, книги с дарственными надписями, документы и личные предметы: веера, сумочки, куклы — артефакты короткого времени, которое раньше называли декадансом, а теперь именуют Серебряным веком русской культуры.
— Все они из разных частей нашего собрания и достаточно редко экспонируются, — призналась на открытии заместитель директора музея в Фонтанном доме Светлана Грушевская. — Мы получили огромное удовольствие от работы.
Прикоснуться к экспонатам, конечно, нельзя — все за стеклом витрин, которые по задумке оформителей символизируют одновременно окна Фонтанного дома, выходящие на архитектурные силуэты Петербурга, и главы из книги. Зато можно подойти настолько близко, чтобы ощутить дыхание эпохи.
— Мы выбрали девять фамилий — по числу муз, — рассказала главный хранитель музея Ирина Иванова. — Но это, конечно, только небольшая часть судеб, многие из которых сложились трагически. Конечно, они были музами великих писателей и поэтов, но главное — они сами были очень талантливы.
Женский всплеск
Сестры Аренс, Вера, Зоя и Анна: писательница, педагог и одна из первых в России женщин-врачей (а по стечению обстоятельств — еще и жена возлюбленного Ахматовой, критика Николая Пунина). Паллада Богданова-Бельская ― ярчайший персонаж петербургской богемы. Художница и актриса Ольга Гильдебрандт-Арбенина; Ольга Ваксель, муза Мандельштама, которой покорились и поэзия, и рисование, и музыка. Ученица Николая Гумилева Ирина Одоевцева — «маленькая поэтесса с огромным бантом». Хозяйка художественных салонов Саломея Андроникова, писательница и мастер мелодекламации Ольга Черемшанова. Наконец, Ольга Глебова-Судейкина, которую Анна Ахматова считала своим двойником: востребованная актриса, икона стиля, мастер декоративно-прикладного искусства — вышивки и кукол.
«Калейдоскоп прекрасных лиц, имен известных и уже позабытых» ― так представляют своих героинь создатели выставки. И настаивают, что это особый женский тип, сформированный эпохой. «И дело не только в женской красоте и привлекательности молодости», ― оговариваются они. Хотя слово «красивая», возможно, все же встречается в сопроводительных материалах слишком часто. Был бы каждый из этих образов неповторимым, если бы его создательница не родилась красавицей? Безусловно.
«Такого количества женщин ― актрис, поэтесс и художниц в России, кажется, не было никогда. Только-только обретенная свобода и новое осознание своего места в еще недавно полностью мужском мире породили сильнейший всплеск творческой энергии», ― метко указано в предисловии.
Героиня без героя
Все они ― ровесницы Ахматовой, чья молодость пришлась на рубеж столетий. И, конечно, сама Анна Андреевна. С нее, собственно, все и начинается. Причем драматически: в первой витрине — фотопортрет работы Николая Пунина, где молодая Ахматова сидит в кресле, обвязанная шалью на голое тело. А рядом «та самая» шаль — не в прямом смысле, но подлинная, неотъемлемая от поэтического образа.
Слева — сборник стихов Блока, который Александр Александрович надписал для поэтессы 16 декабря 1913 года. На авантитуле летящим почерком выведено стихотворение:
«Красота страшна» — Вам скажут, —
Вы накинете лениво
Шаль испанскую на плечи,
Красный розан — в волосах»…
Ну а справа вверху — первые страницы машинописного варианта «Поэмы без героя». В углу надпись: «Моя».
— Мы решили сделать именно «Поэму без героя» центральной героиней выставки, — заметила Светлана Грушевская. — Строки из первой части и дали ей название: «Неужели ты когда-то жила в самом деле…». Ахматова посвятила их Ольге Глебовой-Судейкиной.
В Хабаровск, к слову, приехало все произведение, а не только первые страницы: они выложены в двух витринах так, чтобы зритель мог рассмотреть авторские правки.
— Это рукопись 1942—1944 годов, которая была с Анной Андреевной в Ташкенте, — рассказала Ирина Иванова. — Она, кстати, никогда не печатала стихи сама, это всегда делал кто-то другой. Вариант явно служил рабочим, правок много. Жаль, мы не видим оборотов — на двух из них есть целые новые строки, написанные от руки. А вот здесь ее авторские росчерки: выглядит очень просто, но крайне трудно скопировать. Создает препятствия тем, кто пытается изготовить подделки «под Ахматову».
Судьба рукописи должна была сложиться незавидно: она надоела автору, и Анна Андреевна, разорвав ее на несколько частей, выбросила их в мусор. К счастью, этот момент увидел инженер Владимир Зыков — молодой человек из ближнего круга поэтессы. Он подобрал рукопись, сохранил ее, а уже в 1990-х передал в музей.
— Реставрировали долго и сложно, — добавила Светлана Грушевская. — Если приглядеться, то можно заметить и места разрыва, и контуры утраченных фрагментов. Благодаря такой кропотливой работе текст дошел до нас.
Сама Ахматова называла «Поэму без героя» «шкатулкой с тройным дном», а искусствоведы зовут ее зеркалом, в котором можно разглядеть лица той самой эпохи. Сделать это можно до 2 июля.
По материалам сайта khab-vesti.ru