Охота к собирательству
В наше время создание домашней библиотеки – очень модное явление среди бизнес и политической элиты. В Москве существует несколько видов торговли букинистическими изысками для увлеченных коллекционеров
Любой записавшийся в Российскую государственную библиотеку, иначе известную как «Ленинка», может провести один забавный эксперимент. Каждый читатель может оформить заявку на «Энциклопедию наук, искусств и ремесел» Дидро иД’Аламбера, издававшуюся с 1751 по 1780 гг. и насчитывающую 35 томов.
Кроме обычного любопытства, которое может вызвать столь почтенное издание, по которому можно изучать философию, математику, историю, принципы кораблестроения, фехтование и многое другое, ещё одним приятным бонусом станет то, что заказанный том вам привезут на тележке. Да, размеры этих фолиантов приятно поражают воображение – сразу чувствуется не только исследовательская ценность материалов, но и как-то проникаешься духом эпохи, и вдруг начинаешь понимать, отчего люди раз и навсегда влюбляются в старинные книги.
Конечно, учитывая стоимость «Энциклопедии» её себе может позволить человек только с государственным масштабом доходов, но и многие вполне себе обычные граждане уже не мыслят себя без коллекционирования почтенного вида томов, раритетных изданий и всего сопутствующего стаффа. Соответственно, должны быть люди, которые продают антикварные книги населению – и мы задались целью рассказать об этом.
Продавая прошлое
Антикварный бизнес по своему возрасту может сравниться, пожалуй, с первыми цивилизациями, возникшими на лике нашей планеты. До нас дошли упоминания, что в Египте третьего тысячелетия до нашей эры уже продавались реликвии и вещи, дожившие до того момента от периода Двух царств. Древностями и реликвиями торговали в Ассирии, Вавилоне, Римской империи, затем по всему христианскому, исламскому, индийскому и китайскому миру вплоть до нынешнего времени.
Человечество все свое существование испытывало особый пиетет к своей истории и памятникам, которые о ней напоминают. Естественно, в Москве торговля стариной не затихало ни в одну историческую эпоху, и к XXI веку сложилось несколько видов торговли антиквариатом вообще, и букинистическим в частности.
Начнем, пожалуй, с наиболее известного всем места – а именно, с антикварного магазина. На самом деле, это заведение представляет услуги несколько шире, чем просто продажа вещей – обычно в штате присутствует оценщик, а также специалисты не только по консультации в выборе предметов, но также и в подборке каких-либо коллекций. Их обычно обобщенно называют «экспертами», поскольку за каждым таким сотрудником стоит как уникальный опыт работы, так и особое образование, таланты и склад ума.
Говоря о специфических услугах, в букинистических магазинах весьма часто предоставляется услуга, позволяющая создать свою собственную библиотеку. Специалист поможет с тематической, хронологической и иным подборкам книг, а также составит библиографию – на выходе клиент получает уже готовую коллекцию, сформированную по его запросу.
Также вполне обычными являются заказ каких-либо изданий и специализированный поиск раритетов для постоянных покупателей. Впрочем, это не удивительно, ведь антикварный бизнес, в принципе, ориентирован на постоянных покупателей, а также на личный контакт с клиентом. Дело в том, что предметы старины «по случаю», в подарок на день рождения или же по каким-то иным поводам обычно не приобретают– отпугивает как цена, так и специфичность товара.
В случае с антикварными книгами, эти факторы утраиваются, ведь, если для кресла XVIII века ещё можно найти применение, то вот список Новгородской первой летописи старшего извода, изданный в букинистическом издании «Полного собрания русских летописей» 1950 года неискушенному человеку покажется бесполезным, хоть и дорогим подарком.
Для начала потому, что для чтения подобных документов требуется специальное образование. Что интересно, крупные и уважаемые антикварные лавки имеют в своем штате оценщика, который, обладая лицензией, проверяет подлинность товара и заверяет его, а также широкую сеть «агентов», которые ищут, выкупают или добывают иными (законными, конечно же) способами книги клиентам.
Но, случайный клиент – тоже покупатель, и букинистические магазины имеют более-менее постоянную выставку из наиболее популярных томов, которые хорошо идут как подарочные издания, а также показывают богатство и успех данного предприятия. Опять же, необходимо отметить, что подобные магазины, прежде всего, ориентированы на респектабельную публику, и посему предлагают кроме товара ещё и весьма высокий уровень сервиса, который, впрочем, неизбежно отражается на цене. Но, как показывает практика, всему находится альтернатива.
Интернет и рукописи
В наш цифровой век можно утверждать, что всему в реальном мире есть соответствие в глобальной Сети. Антикварные лавки тут не исключение, и с начала нулевых на просторах России и стран СНГ существуют онлайн-букинистические магазины. Для антиквара старой закалки подобного рода деятельность представляется чуть ли не ересью, ведь традиционный бизнес строится на личном контакте продавца с клиентом, а клиента с непосредственным товаром, который тот физически не может ни пощупать, ни посмотреть в киберпространстве. Но, тем не менее, этот вид предпринимательской деятельности существует и достаточно долго. В чем же соль?
На самом деле кардинальных отличий у антиквара реального от его онлайн-двойника практически нет, также как и у способов ведения бизнеса. Главным и, пожалуй, решающим умением бизнесмена тут является способность находить интересные и редкие экземпляры, а также налаживать прочную связь с людьми, которые становятся постоянными клиентами, на которых, по сути, и держится все дело. Конечно, важна ещё и репутация заведения, которая, по сути, и является определяющим фактором, особенно в отечественной ситуации.
Везде и понемногу
В этом разделе мы расскажем об оставшихся частях букинистического бизнеса, которые, вроде бы, и не имеют прямого отношения к антикварному делу, но, тем не менее, являются его частью. Начнем с неискоренимых блошиных рынков и развалов, появляющихся вне зависимости от усилий властей, в любых точках города, и также бесследно исчезающих, как только приезжает наряд полиции.
Там можно приобрести все, что угодно, но никто не гарантирует подлинность покупки, её ценность и даже соответствие заявленным качествам. В последнее время появилось достаточно приличное количество легальных блошиных рынков, где все-таки производится сертификация качества, но прелесть таких мероприятий несколько теряется.
Все-таки, смысл покупок на рынке – в спорах, торговле и охоте за редкими вещами, обычно запретными или добытыми неизвестным путем. Кстати, через такие стихийные рынки торгуют и «черные копатели», что позволяет добраться до совершенно уникальных и редких экземпляров.
В категорию продавцов блошиных рынков попадают и те, кто продает книги на улицах города, подстелив под импровизированные торговые ряды газету или кусок картона. Продавцы обычно являются пожилыми, весьма интеллигентными людьми, с внешностью бродяг тяжелой судьбы, которые представляют в основном образцы из своих личных коллекций, или же добытые каким-либо тайным образом книги загадочного происхождения.
В основном, это издания советского периода, но иногда попадаются образцы и середины-конца XIX века. Как показывает практика, найти что-либо, что можно назвать в традиционном смысле букинистическим или антикварным изданием, на подобных «развалах» сложно, поскольку основной массив составляют массовые, серийные издания, периода начиная с 50-х и заканчивая 80-ми гг. XX века.
Впрочем, такие ряды могут быть интересны не только ностальгирующим любителям развитого социализма, но и тем, кому интересны малотиражные издания советского периода, которые, не обладая высокой стоимостью в кругах коллекционеров, имеют ценность в узкопрофессиональных кругах.
Примером может послужить монография И. Вольперта «Сновидения в обычном сне и гипнозе»1966 года издания, вышедшая ограниченным тиражом и до современности дожившая в количестве всего лишь нескольких десятков экземпляров. Учитывая тот факт, что в этой книге на практике объясняется методология советского клинического гипноза, то для специалистов психологии и психиатрии этот труд, можно сказать, не имеет цены, а для коллекционеров и антикваров он вряд ли ценнее тома БСЭ за тот же период.
Также особым видом букинистической деятельности являются отделы редкой книги в больших книжных магазинах. Известные и богатые мастодонты книжного бизнеса «Библио-глобус», «Москва», «Молодая Гвардия» и т.д. обычно держат на выставке пару десятков почтенных изданий, которые выставляются в отдельном, небольшом зале.
Как показывает практика, найти что-либо действительно редкое и ценное в таких местах невозможно, но удовлетворить потребность покупателя в необычном и экстравагантном подарке вполне реально. Тут сказывается специфика бизнеса совсем иного рода – тратить свое время и деньги на поиск раритетов, если вы занимаетесь сетевой торговлей, бессмысленно и расточительно. Впрочем, отдел старинных изданий создает положительное впечатление о выставке в целом и способен отыграть стоимость выставленных экземпляров даже без их продажи (клиент задержится на 5-10 минут, посмотрит и может быть купит что-то ещё).
Заключение
Закрывая тему, хочется как-то подвести итог сказанному. Букинистический антикварный бизнес процветает у нас в стране, и, даже сам того не подозревая, вызывает интерес не только у любителей старины, но и у далеких от истории граждан. Учитывая тот факт, что для начинания своего дела предпринимателю не придется получать какое-либо специальное образование, а деньги там крутятся немалые, резонно предположить, что такая возможность уже вызывает зуд в мозгах наших читателей. При наличии эрудиции и знания материала успех обеспечен, а нам остается пожелать только удачи и чуткого нюха на раритеты. В добрый путь!
По материалам сайта hungryshark.ru