Онлайн выставка «Радостный труженик» в Доме русского зарубежья. К 150-летию Александра Бенуа

К 3 мая 2020 года в Доме русского зарубежья планировалось открытие экспозиции «Радостный труженик», посвященной 150-летию со дня рождения Александра Бенуа. В связи с объявленной пандемией выставка будет перенесена на другое время. Пока же мы предлагаем вашему вниманию видеоролик, представляющий некоторые экспонаты будущей выставки.

3 мая 1870 года родился Александр Бенуа — русский художник, историк искусства, художественный критик, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства», внесший огромный вклад в формирование мировой театральной культуры.

Александр Бенуа появился на свет в Санкт-Петербурге, в семье профессора архитектора высочайшего двора Николая Леонтьевича Бенуа и его жены Камиллы Альбертовны Кавос. Дед Александра с материнской стороны — Альберт Катаринович Кавос — был строителем Мариинского театра в Санкт-Петербурге и Большого театра в Москве. А.Бенуа был братом художника А.Н.Бенуа и известного архитектора Л.Н.Бенуа. Среда определенным образом сформировала личность талантливого мальчика.

При всей своей любви к искусству, привитой с детства, Бенуа не окончил Академию художеств, считая, что художником можно стать лишь непрерывно практикуясь. Основным навыкам живописи его обучил брат Альберт. Обладая невероятной работоспособностью, Александр много времени уделял самообразованию, проводил дни в Эрмитаже, посещал пригороды Петербурга, где размещались архитектурно-парковые ансамбли Петергоф, Павловск, Царское Село. Изучал творчество великих мастеров прошлого в музеях Европы.

Любовь к старине и острая потребность ее сохранить в живописных образах зародились у Бенуа еще в детстве. Любимой темой в картинах Бенуа становятся пейзажи.

Как отмечает Константин Журомский, антиквар, коллекционер, исследователь творчества А.Бенуа: «Мальчиком он наблюдал за постепенным исчезновением идеального паркового ансамбля вельможи Екатерининских времен Кушелева. Дворцово-парковый ансамбль Кушелевки в 1870-х годах стал по частям сдаваться внаем, теряя свои целостность и очарование. Память о безвозвратно утраченной Кушелевке тревожила воображение Бенуа, и именно опасение безвозвратной утраты трансформировалось в дальнейшем в переживания за судьбу двух других любимых архитектурных памятников — Петергофа и Версаля. Образы этих старых парков художник варьировал и повторял в своих акварелях на протяжении всей своей жизни. Сейчас, спустя столетие, можно определенно утверждать, “мир искусники”, идеализирующие красоту прошлого, спасли бесчисленное количество сокровищ русской усадебной культуры. Благодаря их влиянию на молодое поколение “прогрессивной” буржуазии в начале ХХ века пошла мода на старину, коллекционирование, приобретение картин, библиотек, восстановление и сохранение старинных усадеб».

После революции 1917 года Бенуа принимал деятельное участие в работе всевозможных организаций, связанных с охраной памятников искусства и старины. С 1918 года он стал заведовать Картинной галереей Эрмитажа. Им был разработан и реализован новый план общей экспозиции музея, который совершенно по-новому раскрыл произведения искусства из коллекции галереи и был оценен современниками. Был издан ее новый каталог.

С детства же у Александра Бенуа сформировалось и собственное отношение к театральным постановкам, любовь к которым он унаследовал от своей матери. «Домашние спектакли, где декорациями и реквизитом становился богатый материальный мир обихода семьи Бенуа, приучили будущего всемирно известного сценографа и художника-постановщика к скрупулезной подготовке своих знаменитых спектаклей. Внимание к мельчайшим деталям в одежде даже второстепенного героя, подбор мебели и реквизита, безошибочные архитектурные подробности — фирменный стиль Александра Бенуа. Трудно представить, но все, что мы видим на проработанных до мельчайших штрихов самых фантастических по сложности и деталировке эскизах декораций и костюмов, было воплощено и изготовлено. Александр Бенуа наряду с другим выдающимися деятелями отечественного театра (К.С.Станиславским, С.П.Дягилевым и М.М.Фокиным) стал реформатором не только русского, но и мирового театрального искусства. Как свидетельствуют многочисленные выставки в начале ХХ века, в трагические годы первой русской революции, I мировой войны, октябрьской революции был неиссякаемый спрос на красоту и зрелища», — пишет К.Журомский.

Александр Николаевич был не только талантливым художником, но и признанным теоретиком искусства, его перу принадлежат многие книги, посвященные истории живописи и культуры. А книги, оформленные иллюстрациями Бенуа («Азбука в картинках», «Медный всадник» и «Пиковая дама» А.Пушкина), вошли в анналы книжной графики.

В 1926 году Бенуа покинул СССР, не вернувшись из зарубежной командировки. Художник разочаровался в новой идеологии искусства и не смог смириться с продажей коллекции Эрмитажа. В эмиграции жил в Париже, работал в основном над эскизами театральных декораций и костюмов. Скончался Александр Бенуа там же в 1960 году.

Наследие знаменитого акварелиста, «мир искусника», публициста, критика, театрального художника и декоратора, колоссально. Бенуа — любитель жизни, представлений, музыки, шутки. Никогда не устареет его необычайно живой темперамент, выражающийся в манере его письма, дух выдумки, искрящееся веселье.

К сожалению, мы пока не имеем возможности показать вам всю многогранность таланта Бенуа в различных его ипостасях, как планировали, но предлагаем ознакомиться с некоторыми экспонатами выставки «Радостный труженик» онлайн и вспомнить вместе с нами необыкновенного Александра Бенуа.

 

По материалам сайта domrz.ru

 

« Назад