Открылась выставка о поэме Лермонтова «Демон»

23 января в отделе ГМИРЛИ имени В. И. Даля «Дом-музей М. Ю. Лермонтова» открылась выставка «„Демон“. Театр, живопись, литература» Ее куратор, научный сотрудник ГМИРЛИ Кристина Сарычева представила экспозицию посетителям вернисажа. «Мы хотим показать иллюстративный материал к поэме Лермонтова „Демон“ и то, как поэму интерпретировали театральные режиссеры и композиторы», — говорит Кристина.

На выставке экспонированы иллюстрации к поэме, которые в свое время не были опубликованы. К ним относится иллюстрация В. Д. Поленова, которую художник создал в 1891 году для издания собрания сочинений Лермонтова, и несколько иллюстраций Е. Лансере к юбилейному изданию 1914 года, оставшемуся нереализованным из-за начавшейся Первой мировой войны.

«Хотя читателям была знакома иллюстрация М. И. Зичи к „Демону“ (1860), однако большое количество иллюстраций создавалось в конце XIX века в связи с проектом товарищества И. Н. Кушнерева», — рассказывает куратор выставки. Речь идет о проекте издания иллюстрированного собрания сочинений Лермонтова, к которому были привлечены В. Васнецов, В. Д. Поленов, В. Серов, Вл. Маковский, Л. Пастернак и др. Было отобрано несколько иллюстраций Врубеля, при этом отклонены работы Серова и Поленова. Одна из не напечатанных тогда работ также представлена на выставке.

Среди других экспонатов, с которыми можно познакомиться в музее Лермонтова, — нотные записи оперы «Тамара» — первой оперы по лермонтовской поэме. Композитор Б. А. Фитингоф-Шель писал ее в течение 1860–1871 годов, а премьера состоялась лишь в 1886 году в Мариинском театре. Э. Ф. Направник по мотивам поэмы «Демон» создал в 1874 году «Третью симфонию». На выставке представлены театральные афиши постановок «Демона» и иллюстрации к поэме, сделанные художниками советского времени.

Наиболее известным музыкальным произведением по мотивам поэмы является, пожалуй, опера А. Г. Рубинштейна «Демон», а самым популярными иллюстрациями стали картины М. А. Врубеля. Примечательно, что Врубель (как, вероятно, и другие художники) создавал своего Демона, уже зная оперу Рубинштейна, которую он смотрел и в Петербурге, и в Киеве в 1880-е годы — именно тогда, когда трудился над полотном. О том, произошел ли диалог искусств, посетители музея смогут определить сами, познакомившись с выставкой.

 

По материалам сайта goslitmuz.ru

 

« Назад