Открылась выставка плакатов братьев Стенбергов
В столичной галерее "Наши художники" открылась выставка "2 Стенберг 2". Именно так подписывали свои плакаты братья Владимир и Георгий Стенберги – яркие представители раннего конструктивизма, пионеры графического дизайна. Они стоят в одном ряду с Лисицким, Родченко, Кандинским и Малевичем. Вместе братья работали недолго, поскольку Георгий погиб в автокатастрофе в 1933 году. Владимир Стенберг после смерти брата работал главным художником Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, Музея Маяковского, Красной площади. Но славу братьям Стенбергам обеспечили киноплакаты.
Братья Стенберги создали около трех сотен плакатов, большую их часть с 1926 по 1929 год, когда советское кино активно развивалось, становясь мощным инструментом пропаганды. Плакат же был тогда единственным способом привлечь аудиторию в кинозалы, и для их создания привлекали лучших художников. Братья Стенберги, можно сказать, дали вторую жизнь конструктивистскому плакату. В середине 20-х годов популярность агиток падала, и тогда братья-художники отказались от привычной строгой и аскетичной стилистики.
"Стенберги обогатили плакат не только конструктивистскими, но и другими оригинальными идеями, - рассказывает куратор выставки Наталия Курникова. - Например, сверхкрупным планом, динамикой конструкции, очень оригинальной работой со светотенью и, конечно, это очень важные фигуры, это люди, которых любят во всем мире".
Искусствовед Нина Бабурина – один из крупнейших специалистов в области плаката. Она принимала участие в создании последней выставки Стенбергов в 1982 году, общалась с Владимиром Августовичем незадолго до его смерти. Он подсказал ей шифры ко многим работам. Одним из самых важных заказов братьям был плакат к фильму "Октябрь" Сергея Эйзенштейна. Было создано 10 вариантов, и самым ярким оказался непривычно больших размеров из восьми склеенных листов. Стенберги должны были донести главную идею режиссёра, что творец революции - это народ.
"Они нашли матроса в фильме, он мелькнул совсем чуть-чуть, невыразительный в кадре, но он им понравился своей фактурой, и они превратили в монументальный образ, который доминирует над всем происходящим", - рассказывает искусствовед Нина Бабурина.
На открытие выставки приехала внучка Владимира Стенберга – Виктория. В детстве она очень любила смотреть с дедушкой фильмы. Несмотря на то, что в театре он работал дольше, кино считал важнейшим из искусств.
"Он был очень демократичным, поэтому смотрел самые разные фильмы - и иностранные, и комедии, и наши идеологические. Иногда улыбался, иногда говорил: "Враньё". Но тем не менее увлеченно смотрел", - вспоминает Виктория Стенберг.
Гордость экспозиции – три цветных плаката, созданных братьями-новаторами вручную. Всего на выставке представлено около 60 работ. Через год в галерее планируют показать вторую часть экспозиции плакатов Стенбергов, чьи идеи и решения и сегодня востребованы в киноиндустрии.
По материалам сайта tvkultura.ru