Открытие выставки «Юрий Анненков. Портреты, иллюстрации и театральные наброски из собрания Государственного литературного музея»
16 апреля 2014 года Государственный литературный музей открывает выставку «Юрий Анненков. Портреты, иллюстрации и театральные наброски из собрания Государственного литературного музея», посвященную 125-летию со дня рождения художника.
Имя Юрия Анненкова, выдающегося портретиста, книжного иллюстратора, художника театра и кино, поэта, прозаика, мемуариста, теоретика искусства, широко известно не только в России, но и за рубежом. Можно сказать, что Анненков прожил две жизни: одна из них прошла в России, которую молодой художник и писатель покинул в 1924 году, вторая — во Франции, где признанный мастер скончался в 1974 году. Искусству рисования Анненков учился в Петербурге вместе с М.Шагалом у С.Зейденберга, в Париже его «доучивали» Ф.Валлотон и М.Дени. На даче Анненковых в Куоккале гостили М.Горький, В.Маяковский, C.Есенин, а соседями были К.Чуковский и И.Репин. Анненков оформлял спектакли Н.Евреинова, Ф.Комиссаржевского, Н.Балиева, Дж. Баланчина, С.Лифаря. Художник рисовал А.Ахматову, А.Бенуа, В.Мейерхольда, А.Ремизова, Б.Пастернака, иллюстрировал поэму «Двенадцать», обсуждая детали рисунков с самим А.Блоком.
Особое место в его творчестве занимают портреты писателей, людей искусства, государственных и политических деятелей. В эмиграции Анненков сотрудничал с такими выдающимися кинорежиссерами, как М.Офюльс и О.Уэллс. За рубежом раскрылся его литературный дар: мемуары «Дневник моих встреч» представляют серию ярких литературных портретов русских писателей, художников и музыкантов. Под псевдонимом Б.Темирязев он написал книги «Повесть о пустяках» и «Рваная эпопея».
Работы Юрия Анненкова, хранящиеся в собрании Государственного литературного музея и представленные на выставке, относятся исключительно к доэмигрантскому периоду его творчества. Некоторые из них, такие как портреты В.Ходасевича, Ф.Сологуба, К.Чуковского, В.Пяста, А.Дункан широко известны, так как вошли в знаменитый альбом «Юрий Анненков. Портреты» (Пб.: Петрополис, 1922) и неоднократно воспроизводились в различных изданиях. Другие работы малоизвестны (публиковались в периодических изданиях 1910-х – начала 1920-х годов) или неизвестны вовсе, поскольку никогда не публиковались и не экспонировались. Большинство графических листов Юрия Анненкова поступило в музей еще в 1930-е годы, многие из них пришли от первой жены художника — актрисы и танцовщицы Елены Борисовны Анненковой.
Впервые экспонируется одна из самых ранних работ Анненкова — живописный портрет писателя Евгения Чирикова. Художник вспоминал, что И.Е.Репин, увидев этот юношеский, еще незрелый набросок, сказал, погладив его по голове: «Ты будешь крепким портретистом…, если не собьешься с дороги».
Большой интерес представляют портретные наброски актеров различных театров («Кривое зеркало», театр им. В.Ф.Комиссаржевской, Московский художественный театр) в ролях. Они были выполнены в 1915–1916 годы, когда Анненков активно сотрудничал с журналом «Театр и искусство».
В 1916–1924 Анненков много занимался книжной иллюстрацией. На выставке представлены не только рисунки художника к поэме А.Блока «Двенадцать», давно уже ставшие классикой жанра, но и менее известные работы, такие как иллюстрации к повести Ю.Юркуна «Дурная компания» или же к рассказу М.Кузмина «Воображаемый дом».
Кроме графических работ на выставке экспонируются книги, журналы, альманахи, оформленные Анненковым — с его обложками, иллюстрациями, издательскими марками. Среди них — «Мойдодыр» Корнея Чуковского, книга, выдержавшая более 30 переизданий, «Золотой дар» Натальи Кодрянской, «Искусственная жизнь» Александра Беленсона и многое другое. Особую ценность представляет книга стихов самого Анненкова «1/4 девятого», выпущенная крошечным тиражом в 1919 году с иллюстрациями, раскрашенными от руки.
Выставка открыта с 16 апреля по 20 мая 2014 года.
Адрес: Трубниковский пер., д. 17. Проезд: ст. метро «Баррикадная», «Смоленская», «Арбатская». Контактный телефон: (495) 6954618
По материалам сайта goslitmuz.ru