Переезд Румянцевского музея из Санкт-Петербурга в Москву
В 2022 году Российская государственная библиотека отмечает 160-летний юбилей. 19 июня (1 июля) 1862 года император Александр II утвердил «Положение о Московском публичном музеуме и Румянцевском музеуме». Цикл публикаций «160 лет на благое просвещение», знакомящих с прошлым библиотеки и её сегодняшним днём, продолжается хроникой перемещения коллекций Румянцевского музея из Санкт-Петербурга в Москву, представленной Музеем истории Библиотеки на основе документов из архива Библиотеки и отдела рукописей РГБ.
23 мая 1861 года было высочайше утверждено императором Александром II положение Комитета министров «О переводе Румянцевского музеума из Санкт-Петербурга в Москву и основании Московского публичного музея». Инициатор и организатор первого Московского публичного музея и библиотеки, попечитель Московского учебного округа Николай Васильевич Исаков заранее начал подготовку к этому процессу, тщательно контролируя все этапы перемещения. Коллекции были упакованы, на них составлены инвентарные описи или картотеки. Ящики с музейными предметами, переданные транспортной конторе, должны были доставить на подводах к Николаевскому вокзалу в Санкт-Петербурге и оттуда отправить по железной дороге в Москву, где в Пашковом доме их примут по инвентарным описям. Затем запланировано было перевезти из столицы музейное оборудование.
Было принято решение перевозить музей по Николаевской железной дороге в кратчайшие сроки, «дабы, — как писал Исаков министру императорского двора, в чьём ведении находился Румянцевский музей, — не дать остыть тому сочувствию, которое ожидает только начало осуществления всеми давно одобряемой мысли, чтобы выразиться в существенных пожертвованиях на этот предмет». Николаевская железная дорога, соединившая две столицы, была открыта в августе 1851 года и быстро увеличивала свои обороты. Товарный груз перевозился по ней за 48 часов, то есть за двое суток, что устраивало Исакова.
Прежде всего была выбрана контора, которая занималась перевозками: она принадлежала потомственному купцу Николаю Николаевичу Харичкову (в документах встречается написание «Харичкин», «Харичков 2-й»).
Владелец конторы, 26-летний сын купца Николая Андреевича Харичкова, уроженца города Фатежа Курской губернии, принял активное участие в перемещении музея. Ещё 1 мая 1861 года он пишет Исакову о коллекции Петра Ивановича Севастьянова, которую предполагалось выставить в Москве, предлагая свои услуги: «Поставляя себе за особенное удовольствие исполнить желание вашего превосходительства для общеполезного дела, я принимаю на себя издержки на перевозку по железной дороге из Петербурга в Москву и обратно рисунков г. Савостьянова, так как железная дорога никаких перевозок бесплатно не делает».
Но перевозки были делом достаточно дорогим — 200 рублей за перевозку 500 пудов груза, или одного вагона. Поэтому 21 июня 1861 года Николай Васильевич в письме в Министерство народного просвещения просит: «В видах облегчения средств к скорейшему достижению столь полезного дела, как учреждения в Москве библиотеки и музеумов, испрашивается разрешение о распространении уменьшенной платы, по 100 руб. серебром с вагона, и на перевозку в Москву и всех составляющих Румянцевский музеум предметов подобно тому, как это было установлено в прошлом году для выставки, с которой учреждение библиотеки и музеумов имеет одну общую цель — распространение полезных знаний в Отечестве».
Ответ последовал довольно быстро — 6 июля 1861 года поступило «распоряжение о перевозке имущества Румянцевского музеума по Николаевской железной дороге в Москву, с платой по уменьшенному тарифу, т. е. по 100 руб. за каждый вагон, вмещающий до 500 пудов груза».
Большую помощь в перевозке коллекций Румянцевского музея в Москву и организации новой публичной библиотеки оказали сотрудники Публичной библиотеки (ныне Российская национальная библиотека), в ведении которой находился Румянцевский музей в последние 15 лет своего существования в Санкт-Петербурге. По просьбе Исакова в Москву был приглашен «старший библиотекарь Публичной библиотеки, надворный советник Собольщиков на два дня для совещания при размещении библиотеки Румянцевского музея». В 1859 году Василий Иванович Собольщиков изучал опыт работы библиотек в Западной Европе, проектировал читальный зал в Публичной библиотеке, чем и было обусловлено его приглашение. Своё участие в работе совещания Собольщиков оценил как «честь быть участником основания в Москве публичной библиотеки».
Для организации упаковки Румянцевского музея в Санкт-Петербурге была сформирована группа под руководством Афанасия Фёдоровича Бычкова, заведующего Русским отделом Публичной библиотеки. Для участия в этой работе 24 июня из Москвы по просьбе Исакова был послан библиотекарь библиотеки Московского университета Дмитрий Иванович Штейнберг.
1 июля 1861 года в Москву отправился первый транспорт ящиков, содержащих коллекции Румянцевского музея. Ящики были перевязаны верёвками и запломбированы. В этот же день был отправлен транспорт со шкафами музея, вместе с байдарой и моделью корабля из этнографической коллекции. Груз отправляли 3, 5, 8, 15, 17, 18 и 31 июля. Сначала в Москву поехали книги из библиотеки и шкафы, затем этнографическая коллекция, коллекция минералов. Так, 17 июля были отправлены «разные предметы, т. е. столы, шкафы, лестницы, статуи и бюсты мраморные и бронзовые с пьедесталами Румянцевского музеума, а именно: Актеон № 1, статуя Мира № 2 и Задунайского № 3, часы и двери стеклянные, винты, 91 ключ и три музеумские печати, ящик огромный с рамами от картин, двадцать стульев красного дерева и 20 от них подушек, покрытых волосяною материею». Всего в Москву было направлено 12 транспортов.
Последними в Москву передали буквы, снятые с фронтона Румянцевского музея: «От государственного канцлера графа Румянцева на благое просвещение. Non solum armis» [«Не только оружием» — родовой девиз Румянцевых], медные числом 60 и бронзовые числом 13». В донесении Исакову 31 июля Афанасий Фёдорович Бычков пишет об окончании работ по отправке коллекций Румянцевского музея:
«На днях перешлю вам расходную книгу по отправке коллекций музеума в Москву, но предварительно считаю долгом сообщить вам расход из 1000 рублей, мною от вас полученных.
Монахову за ящики, укупурку и обвязку — 145 р. 95 к.
Ему же за материалы — 136 р. 56 к.
Веснину за ящики — 405 р. 60 к.
Столяру за разборку шкафов — 125 р.
Соколову за укладки картин — 60 р.
За укладку минералов — 50 р.
Швейцару музеума — 10 р.
За снятие и укладку букв — 25 р.
Всего — 958 р. 11 к.
Осталось у меня 81 р. 89 к. Сдача домов и кассы кончена, в последней оказалось налицо при передаче около 250 руб.»
В Доме Пашкова в Москве в это время проходила перестройка внутренних помещений для создания экспозиционных залов и хранилищ. Харичков 9 июля 1861 года торопит Исакова: «Как уже большая часть Румянцевского музеума перевезена в Москву, имею честь покорнейше просить сделать неотлагательные распоряжения к приёму в Москве принадлежностей музеума, чтобы за долгим неприятием не происходило стеснения другим получателям».
Сначала к приёму коллекций были привлечены сотрудники библиотеки Московского университета. Известно, что это был помощник смотрителя Вельяминова и «Дмитрия Алексеевича», фамилию которого установить не удалось. 15 ноября 1861 года смотрителем зданий Пашкова дома был назначен коллежский асессор Михаил Николаевич Лавров, который занимался приёмом поступлений в новый музей и устройством его оборудования. Лавров проработал на этой должности до 26 декабря 1862 года, не получая жалования.
После перемещения коллекций и оборудования Румянцевского музея в Москву в Дом Пашкова стали поступать многочисленные дары новому музею — от членов императорской семьи, учреждений и частных лиц. Это были дублетные издания из Императорской публичной библиотеки, Эрмитажа.
Первым подарком, о котором было объявлено 30 июля 1861 года министром народного просвещения графом Евфимием Васильевичем Путятиным, была картина художника Александра Андреевича Иванова, «изображающая Иоанна Крестителя, проповедующего в пустыне [в настоящее время картина называется „Явление Христа народу“ и экспонируется в Государственной Третьяковской галерее]. Картина эта в феврале 1861 года отправлена была с высочайшего соизволения в Москву, на тамошнюю выставку художественных произведений в залах Университета, где она и теперь находится». Этот подарок дал начало созданию в новом музее отделения изящных искусств.
Великая княгиня Елена Павловна заказала для этого отделения слепки с греческих скульптур, находящихся в Британском и Берлинском музеях. Слепки должны были поступить в Кронштадт в ящиках, откуда быть доставлены в Москву. Но, судя по переписке Исакова с морским министерством в конце августа 1861 года, следы этих ящиков затерялись, и дар Елены Павловны поступил в Москву только 30 ноября 1861 года. При получении их был составлен акт осмотра в присутствии Николая Васильевича Исакова и представителя Московской таможни, в котором зафиксировано: «По вскрытии же ящиков оказались в них алебастровые слепки со статуй, из коих в двух ящиках под № 2 и 3 найдены слепки в разбитом виде, а в остальных двух под № 1 и 4 в совершенной целости». Вероятно, эти слепки поступили из Британского музея, поскольку в отчёте за 1861 год слепки из Берлинского музея не упоминаются.
Из Эрмитажа 10 февраля 1862 года было послано 20 170 листов эстампов (гравюр), 166 томов книг: «Все эти вещи пересчитаны, запечатаны (портфели). Уложены в три ящика и упакованы, в присутствии присяжных, артельщиками г. Харичкова в залах Эрмитажа, а оттуда отправлены с теми же артельщиками на железную дорогу».
Большой объём перевозимых книг и иных предметов вынуждал использовать упаковку несколько раз. 16 декабря 1861 года Исаков посылает распоряжение в Москву: «Я поручил г-ну Харичкову, заведующему перевозной частью по железной дороге, — взять в Пашковом доме ящики и привезти их в Петербург для упаковки книг, а потому покорнейше прошу приготовить все ящики из-под книг и минералов Румянцевского музея». 20 декабря распоряжение было выполнено и «для отправки в Санкт-Петербург подготовлено 112 ящиков из книг, 2 с бумагой и 1 с верёвками».
С декабря 1861 года Публичную библиотеку возглавил Иван Давыдович Делянов, который продолжил выявление и передачу дублетных книг для Московского публичного и Румянцевского музея. 17 января 1862 года Делянов пишет Исакову: «Имею часть препроводить реестры отобранных для Московской публичной библиотеки, из дублетов отечественного книгохранилища, сочинений, в числе 1266 названий и 3059 томов, уложенных в 28-ми ящиках, которые уже и сданы вчерашнего числа г. Насонову, для отправления по назначению. По поверке посылаемых книг с прилагаемыми реестрами, я бы просил таковые возвратить, с надлежащими на них расписками приёмщиков, в Публичную библиотеку, где оные могли бы служить документом того, что она уступила Московской публичной библиотеке, а до того времени удостоить меня извещением о получении самих ящиков».
29 января в Москву из Публичной библиотеки в Санкт-Петербурге отправлено еще 29 ящиков, но «вместо реестров последних отправлен тюк с карточками, которые могут быть обращены в пользу заведываемого вами учреждения».
2 марта Эрмитажная библиотека отправила в Москву 28 ящиков с книгами. 8 мая 1862 года та же библиотека отправляет 18 ящиков с книгами «в количестве 5098 названий (6154 томов) по железной дороге в Москву».
26 сентября «книги, отобранные для Московской публичной библиотеки из дублетов Публичной библиотеки и Эрмитажной, поименованные, как в списках, приложенных к помянутому отношению, так и означенные в препровождаемых у сего в количестве 6819 названий (9231 т.), упакованы в 35 ящиках и сданы на железную дорогу, для отправления в Москву». Книги поступили 2 октября.
26 мая 1862 года Генеральный штаб военного министерства приказал «отправить в Московскую публичную библиотеку все те издания военного ведомства, какие только окажутся возможным». Поступления в фонды Московского публичного музея проходили в 1862 и 1863 годах, всеми перемещениями по железной дороге занималась контора Харичкова. В первом «Отчёте по Московскому публичному и Румянцевскому музею от времени основания его до 1 января 1864 года» дана высокая оценка деятельности Николая Николаевича Харичкова: «Он в течении 2 ½ лет перевёз для музея из Петербурга до 60 томов книг, 200 с лишком картин, 200 с лишком больших скульптурных предметов, всё уложенное в ящиках, не считая других мелких и громоздких вещей, не требуя никакой платы», за что почётный гражданин Харичков был удостоен ордена Св. Станислава 3-й степени.
Николай Николаевич Харичков недолго сотрудничал с Московским публичным и Румянцевским музеями — он умер в 1871 году в возрасте 36 лет и был похоронен на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга.
По материалам сайта rsl.ru