Первые книжные торги «Русской эмали». Краткие итоги

В пятницу, 11 декабря, аукционный дом «Русская эмаль» провел свои первые букинистические торги под скромным названием «Антикварные книги, автографы». В преддверии аукциона, думаю, многие библиофилы задавались вопросом: удастся ли аукционному дому влиться в новую для них область коллекционирования и аукционной торговли? Все-таки «Русская эмаль» известна главным образом как стабильный продавец декоративно-прикладного искусства, ювелирных украшений, живописи и графики. Книги в область интересов аукционного дома ранее не входили, а расширение профиля, как правило, часто сопряжено с определенными трудностями. Привлечь целевую аудиторию (покупателей именно книг) в новый аукционный дом — дело непростое. И тут вполне можно было ожидать «первого блина комом». Но «Русская эмаль» с блеском справилась. Так, будто они всю жизнь продавали книги. Думаю, успех во многом был обеспечен тем, что составлять каталог пригласили опытного букиниста Елену Свирину. Да и эстимейты, по всей видимости, были назначены божеские — недаром очень многие лоты ушли с многократным превышением оценки.

К началу аукциона заинтригованных участников в зале собралось свыше двух десятков, а что касается игроков в Интернете — давно мне не приходилось видеть подобного оживления на просторах bidspirit: онлайн-ставки перебивали друг друга с интервалами менее секунды, что дает право предположить, что в сети торговалось очень много народу. Секрет повышенной интернет-активности, я полагаю, в том, что начало торгов было назначено на 17 часов в пятницу. Да, это был рабочий день, и вырваться к такому времени на торги было сложно. С другой стороны, ранний старт был только на пользу. Зрители не так утомились, как если бы аукцион начинался в 19:00 (а с учетом ожидания опоздавших — и того позже). А наиболее жаркие баталии переместились в онлайн. Так что такой формат вполне себя оправдал. Что же до энергетики аукциона — её, как всегда, с успехом обеспечивал ведущий Сергей, который в этот вечер был, что называется, в ударе: искрометно шутил, пел — в общем, всячески поддерживал приподнятое настроение в зале.

Итог: продано 50,6 % лотов (192 из 379 выставленных). А по деньгам выручка составила около 5,2 миллиона рублей, или 33,4 % от среднего суммарного эстимейта. Тут хотелось бы оговорить один момент. Да, чуть больше 30 % по деньгам — это не так много, однако львиную долю (по сути, половину) от суммарной оценки каталога составлял эстимейт всего одного лота — первого издания «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова (лот 22), оцененного в 7–8 миллионов рублей и не нашедшего покупателя. Так вот, если исключить из статистики этот топ-лот, то средний эстимейт оставшихся 378 лотов будет составлять около 8 миллионов рублей. Сопоставив эту цифру с 5,2 миллиона, получим итоговую выручку в размере 65 % от среднего суммарного эстимейта, что, как говорится, уже совсем другой коленкор.

Из 192 проданных лотов 82 (43 %) были куплены участниками, торговавшимися онлайн. Залу досталось 73 лота (38 %). Игроками по телефону было куплено 12 лотов (всего 6 %). И, наконец, 25 раз сыграли заочные ставки (13 %).

В отсутствие интереса к первой публикации «Героя нашего времени» Лермонтова «героем» вечера стал Фёдор Достоевский, точнее, первая отдельная публикация романа «Бесы» (лот 46). Разбитый на три тома роман выпущен был в санкт-петербургской типографии К. Замысловского в 1873 году. Оценен лот был в 400–440 тысяч рублей, но в борьбе зала и интернета цена поднялась до 480 тысяч. Победил игрок в Интернете.

Еще одним хитом стал шедший на закуску под номером 378 альбом из 36 оригинальных рисунков Татьяны Мавриной. Подобный альбом, безусловно, украсил бы и любой изо-аукцион «Русской эмали», но не факт, что к нему проявили бы такое же внимание, как на букинистическом аукционе. За лот в итоге торговался зал, заочка, телефоны, интернет. Цена со старта в 68 тысяч рублей взлетела до 340 тысяч. Победил телефонный покупатель. С не меньшим азартом стороны торговались и за следующий лот — еще один альбом с 18 рисунками Татьяны Мавриной. Здесь с 34 тысяч рублей дошли до 220 тысяч. На этот раз победителем вышел зал.

С хорошим превышением эстимейта был продан лот 8 — книга «Химическия забавы, или Собрание удивление и удовольствие производящих опытов, обыкновенно кунстштиками называемых», изданная в Москве в 1797 году. Жаркий торг в интернете поднял цену со 140 до 240 тысяч рублей. Далее, интернет-участники прямо-таки разрывали на части 199 лот — книгу воспоминаний писателя, поэта и крупного чиновника князя И. М. Долгорукова (1764–1823). Записки князя охватывают период с 1788 по 1822 год и являются интереснейшим источником по истории российского дворянства. Лот был скромно оценен в 8–10 тысяч рублей, однако знатоки в Интернете оценили его гораздо дороже: в 280 тысяч рублей, т.е. примерно в 30 раз выше.

Хороший интернет-торг был еще за один интересный лот — настенный календарь-пятидневку на 1931 год, в оформлении которого принимали участие Д. Моор, В. Дени, А. Родченко и др. С 80 тысяч рублей дошли до 260 тысяч. В общем, так происходило неоднократно на этих торгах: напряженная борьба двух и более участников только в Интернете, и лот покупают онлайн с большим превышением оценки. Хороший показатель того, что делать покупки в Интернете стало для коллекционеров привычным.

Не будем перечислять подробно все яркие продажи первого букинистического аукциона «Русской эмали», а напоследок остановимся только на одном, можно сказать, «предновогоднем» наборе изданий. В течение всего аукциона складывалось стойкое ощущение, что кто-то собирает вкусности на праздничный стол: то книгу про колбасное производство за 10 тысяч рублей купят (лот 143, оценка 1,8–2,5 т. р.), то за 11 тысяч приобретут издание о производстве голландского сыра (лот 163, оценка 1,2–1,5 т. р.), то сушение фруктов и изготовление изюма вызовут интерес (лот 115, оценка 1,1–2,2 т.р., цена 2,5 т. р.).

На этой вкусной ноте давайте же простимся до новой встречи, которая в «Русской эмали» состоится 19 декабря на традиционном аукционе русского и западноевропейского искусства. Что же до итогов книжного раута, очевидно одно: старожилам букинистического рынка придется потесниться. Полку книжных аукционов прибыло: «Русская эмаль» уверенно заявила о том, что может и будет продавать антикварные издания и что у неё это неплохо получается.

 

Мария Онучина

По материалам сайта artinvestment.ru

 

« Назад