Прекрасны вы, брега Тавриды. Из Пушкинского Дома виден Крым
В Литературном музее Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН открылась выставка “Притяжение Крыма”. В двух залах представлены архивные документы, рукописи, произведения изобразительного искусства, фотографии, редкие издания XVIII-XX веков. Предметы из своеобразной крымской коллекции, сложившейся в фондах Пушкинского Дома за сто с лишним лет собирательской работы, образуют причудливые культурно-исторические цепочки.
Экспозицию первого зала открывает сюжет по мотивам русско-турецкой войны 1768-1774 годов. Она, как известно, завершилась подписанием Кючук-Кайнарджийского мирного договора. Последующее обретение Россией “Крымского полуострова, острова Тамани с всея Кубанской стороны”, согласно Манифесту Екатерины II от 18 апреля 1783 года, было результатом сложных дипломатических маневров. Напоминают о тех событиях портреты императрицы, князя Григория Потемкина, военачальников эпохи, оды Майкова, Петрова, Державина, воспевавших торжество “российской Минервы”.
В XIX веке хвалебную риторику сменяют описания природы и гравированные виды Крыма. Поэты дают ему звучные имена, вдохновляются уже не подвигами екатерининской России, а роскошью берегов Тавриды, греческими мифами и восточными легендами. Романтические красоты влекут путешественников, приморские пейзажи заполняют альбомы владельцев и гостей дворянских усадеб. Крымские впечатления отразились в стихах К.Батюшкова и А.Муравьева, лирике и южных поэмах А.Пушкина, сонетах А.Мицкевича. Посетитель может детально рассмотреть акварели Н.Чернецова 1835-1836 годов (его альбом прежде не публиковался и не выставлялся) и В.Жуковского, автографы и прижизненные издания книг влюбленного в край прелестный Пушкина и увидеть его портрет на фоне Бахчисарайского фонтана.
Крымская вой-на 1854-1856 годов вновь вызывает у литераторов прилив патриотических чувств, в духе поэзии XVIII века. П.Вяземский, А.Фет, Е.Ростопчи-
на, Ф.Глинка прославляют мужество защитников Севастополя. Стихи печатаются как листовки и вместе с лубочными картинками широко расходятся в народе. Эта духоподъемная подборка также представлена впервые. Рядом суровая правда о войне глазами участника: первая публикация “Севастопольских рассказов” Льва Толстого в журнале “Современник” 1855 года.
Поэты начала XX века вписывают свои страницы в литературную антологию Крыма. Один из разделов выставки посвящен феномену Коктебеля Максимилиана Волошина. Наряду с акварелями, циклами стихов и статей едва ли не главным его творением стал дом, построенный на берегу моря в 1903 году. Здесь гостили и работали многие поэты, писатели, художники, музыканты, запечатленные хозяином на фотографиях.
- Мы долго думали над тем, как разместить эти материалы, - рассказывает заведующая Литературным музеем Лариса Агамалян, - пока не решили создать в центре зала макет волошинского дома.
Что ж, инсталляция удалась! Фасад и интерьеры украшают киммерийские пейзажи и автографы произведений Волошина, а любительские фотографии по стенам создают ощущение домашнего уюта. Поэт отказался покинуть свою Киммерию и после Революции. В 1920-е годы его дом продолжал оставаться пристанищем творческого сообщества.
Заключает выставку серия фотографий полковника конюшенного ведомства Андрея Зееста, сохранившего для нас облик обитателей южного побережья Крыма, частных дач, Ливадийского и Алупкинского дворцов и парков накануне Революции 1917 года. Еще одна возможность с помощью волшебной лампы искусства заглянуть в прошлое и почувствовать духовное богатство этой притягательной земли.
По материалам сайта poisknews.ru