Презентация нового альманаха

В конце ноября – начале декабря 2018 г. на нескольких книжных и музейных площадках Москвы и Санкт-Петербурга состоялись презентации вышедшего в Праге первого номера историко-культурного альманаха «Connaisseur» (Знаток, – фр.). Их провел инициатор идеи создания нового альманаха, его составитель и редактор, известный историк литературы, журналист, постоянный ведущий передач на «Радио Свобода» (Прага) и телеканале «Культура» (Москва) Иван Толстой. (И.Н.Толстой отметил в этом году свое шестидесятилетие. Обширное интервью с юбиляром будет опубликовано в Томе XY альманаха «Библиофилы России»).

Рис. 1

Рис. 1 И. Толстой на презентации альманаха. Москва

 

Цели и задачи нового издания ясно изложены в анонсе, помещенном на обороте обложки. Позволим себе привести отрывок из этого текста.

«Connaisseur. Книги. Архивы. Графика. Театр. Историко-культурный альманах.  Новое о старом. Connaisseur – публикаторский альманах. Письма, воспоминания, дневники, фотографии, рисунки из частных, общественных и государственных архивов. Тематика – от литературы и живописи до истории науки и старых споров о России (ставших уже сами по себе частью культуры). Наши жанры – от домашних стихов на случай до непрочитанных страниц времен холодной войны, наша форма – от документа с комментарием до биографического эссе. Мы ценим научность, но стараемся не переусердствовать в академичности. Нам близки азарт архивиста, дотошность музейщика, чувственность знатока, conaisseur’ а.»

Первый номер альманаха, названный «Paris russe» (Русский Париж), посвящен памяти сценариста и коллекционера Александра Ильича Шлепянова (1933–2016), много лет собиравшего работы русских художников Ecole de Paris (Парижской школы). Париж оказался тем местом, что объединил все материалы  этого номера альманаха. Вот лишь некоторые из его статей: Неизвестные письма Марка Шагала и Давида Бурлюка, Русские художники Парижской школы: опыт собирания, Забытые воспоминания об Алексее Ремизове, Театр Набокова: Неожиданные прототипы и неизвестные фотографии, Как отличить Тамару Карсавину от лже-Карсавиной, Похождения графа Лимонова в Париже 1840-го года. Среди авторов альманаха много известных фамилий: Ю.Молок, Е.Деменок, А.Васильев, Б.Фридман, И.Великодная, А.Маркова, Л.Мнухин, Ю.Колкер и др.

Новый альманах имеет альбомный формат – 28,5х18,5 см. Издание  содержит более 280 страниц, в нем множество цветных и черно-белых иллюстраций. Альманах отпечатан на отличной бумаге в Праге стараниями Е.Деменка, кстати, автора интересной статьи о Давиде Бурлюке. (Евгений Леонидович Деменок (р. 1969г., Одесса) – журналист, культуролог, бизнесмен, коллекционер живописи, вице-президент «Всемирного клуба одесситов»).

Рис. 2

Рис.2 Обложка альманаха

 

Театр начинается с вешалки, а печатное издание с обложки. На обложке первого номера альманаха «Connaisseur» помещен рисунок Сергея Чехонина, появившийся в третьем номере «Временника Общества друзей русской книги» (Париж.1932).  Он как нельзя лучше «открывает» альманах и задает тон повествованию. Нельзя не сказать несколько слов о дизайне нового альманаха, исполненном Валентиной Удинцевой (Прага).  Он весьма необычен: практически полное отсутствие полей, «свободный» разброс иллюстраций по тексту, игра шрифтами и цветом… Видавшие виды, искушенные в делах книжных российские библиофилы были слегка смущены этим буйством фантазии, но признали самобытность мастера современной школы дизайна.

03

04

Рис.3,4 Страницы нового альманаха

 

В конце первого номера альманаха приоткрывается дверь в будущее нового издания – сообщается, что второй номер (2019) будет посвящен художникам и авторам детской книги. Редактор-составитель И.Толстой на своих презентациях пошел еще дальше, сообщив, что портфель третьего номера уже почти полон (тематика названа не была) и пригласив всех принять участие в четвертом «пушкинском» номере.

 

А. Громов

 

 

« Назад