«Призрак жизни невесомый» – новая выставка в Музее-квартире Алексея Толстого
«Призрак жизни невесомый» – такое поэтическое название получила выставка в Музее-квартире Алексея Толстого. Она приурочена к 100-летию публикации романа «Сестры» – первой части трилогии «Хождение по мукам». О прототипах сестер Булавиных узнал Василий Алексеенко.
Первое отдельное издание романа «Сестры» вышло в Берлине в 1922 году под названием «Хождение по мукам». Роман – противоречивая и важнейшая часть творчества «красного графа». Один из вечных вопросов для исследователей: прототипы главных героев и героинь. Прообразами Кати и Даши Булавиных считаются Наталья Крандиевская – третья жена Толстого, и ее сестра Надежда. Впрочем, сам автор говорил, что для создания обеих сестер «ему понадобилась одна лишь Наташа».
Анастасия Кострикина, куратор выставки: «Натальи, его жены, Крандиевской, здесь больше, и отразилось в каждой из сестер Булавиных: и Даше, и Кате. Когда Катя как персонаж гуляет по морозной Москве с Рощиным, это также, как аллюзия, когда познакомилась Наталья Крандиевская с Толстым».
Но были и другие сестры, события из жизни которых, возможно, вошли в роман – Милковские. Одна из них, Ольга, в замужестве Никифорова, работала секретарем Алексея Толстого. Ее жизнь во время Гражданской войны напоминают истории сестер Булавиных. Например, как толстовская Катя, она работает в военном госпитале. Кураторы выставки говорят, что тема секретарей Алексея Толстого сегодня мало изучена. Биография Ольги Никифоровой – сейчас предмет исследования, здесь много белых пятен. Например, специалистам предстоит выяснить, при каких обстоятельствах была создана эта необычная автобиография.
«В данной автобиографии нет ни слова о ее муже, она не указывает фамилию. Нет никаких других имен, она пишет: я родилась такого-то числа, вот мама, вот папа, мы жили там-сям. А дальше она указывает на одну фамилию: я была личным секретарем Алексея Толстого. Хотя известный факт, что она также работала и с Микояном. В конце есть приписка: я беспартийная, в никаких партиях никогда не состояла и не состою. К судебной ответственности никогда не привлекалась», – рассказала Анастасия Кострикина.
Выставку дополняют кадры первой экранизации романа и иллюстрации разных эпох: от Владимира Бехтеева и Кукрыниксов до работ современных художников.
По материалам сайта smotrim.ru