Пушкинский музей рассказал историю американской обложки
От семейных журналов для чтения до современного светского глянца. Историю развития популярных изданий демонстрирует коллекция американской обложки, представленная на выставке в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина. Уже в начале ХХ века обложка стала арт-обьектом для коллекционеров во всем мире. В России такое собрание принадлежало потомственному предпринимателю Федору Федорову. Этот фанат полиграфического дела состоял в переписке с редакциями американских журналов. И редакторы, зная о его хобби, с каждого тиража высылали обложки Федорову. Позже московский коллекционер продал свое собрание Пушкинскому музею. И впервые эта коллекция представлена широкому зрителю. Рассказывают "Новости культуры".
В то время, когда тираж самого популярного журнала в России "Нива" не превышал и 300 тысяч, в Америке Harpers Century Magazine выходили миллионными экземлярами. Идустриальный взрыв в середине XIX века, обусловил стремительное развитие эры массовых изданий. Чтобы выжить в жесткой конкуренции, издателям приходилось искать свой стиль изображения – яркий и привлекательный, с одной стороны, с другой – лаконичный и простой.
"Харпер нанял себе очень молодого художника, каким был Эдвард Пенфилд. Он совершенно не проиграл. Это был риск выбрать студента, но вместе с тем он получил гениального иллюстратора, который задал тон журналу, который сумел простот выйти из положения и на долгие годы определил развитие оформления всех журналов и изданий Харпера", – отмечает куратор выставки Ирина Никифорова.
Эдвард Пенфилд создал почти тысячу обложек для 25 журналов разной тематики. Его приемы были основанны на простых решениях, порой рискованных. Четкий и точный рисунок – скупой, без лишних деталей, заполненный ярким цветом, сразу бросался в глаза покупателю. Произошел скачок от викторианского стиля – тяжелого, орнаментального – до стиля простого, понятного и легко читаемого Такие иллюстрации копировались легко и быстро. Цинковая форма выдерживала многомиллионные оттиски, не теряя своего качества.
"Композиция Тулуз-Лотрека, которая для салона ста была сделана. Здесь еще более утрированный рисунок, более острый и еще более легкий для вопрозведения", – продолжает Ирина Никифорова.
Семейные, мужские, женские журналы. О чем писали и рассказывали они своим читателям в то время?
"Почему был так популярен мышьяк, я недоумевала, но мышьяк был очень важным элементом в хозяйстве – вплоть до косметических процедур, потому что, оказывается, все лишние волосы на теле женщины удаляли мышьяком", – добавляет Ирина Никифорова.
Не только мужские имена – такие как Эдвард Пэнфилд, Пенрин Стэнлоуз, Харрисон Фишер, но и женские сыграли роль в истории развития журнальной обложки. Хелен Драйден была одной из самых высокооплачиваемых художников Америки в 1920-е – 1930-е годы. Ее стилистика стала новаторской для своего времени. Именно Драйден сформировала облик журнала Вог.
Поклонница русского балета и стиля барроко, Хелен Драйден в своих журнальных иллюстрациях делала акцент на линиях и формах женского силуета. Очень точно подметив изящный поворот головы, шеи и покатость женских плеч она часто использовала этот прием в своих работах.
Успехи американских дизайнеров доказали необходимость и состоятельность журнальной обложки, не просто как иллюстративного материала, но как произведения искусства ХХ века.
По материалам сайта tvkultura.ru