Российский архив литературы и искусства празднует 75-летие
В 1941 году вышло Постановление Совета народных комиссаров о создании литературного архива. Так появилось крупнейшее хранилище страны по истории отечественной литературы, музыки, театра, кино, изобразительного искусства, архитектуры. За прошедшие 75 лет в фондах РГАЛИ были сосредоточены уникальные материалы, сам же «архив муз» сегодня расширяет свои площади и возможности, а также модернизирует системы хранения.
Святая святых Российского государственного архива литературы и искусства – хранилище. Полтора миллиона единиц хранения – уникальные фотографии, рисунки, рукописи. Здесь можно видеть стихотворение Пушкина – слова без лупы разобрать крайне сложно; письмо Гоголя Белинскому, разорванное на множество частей, после – склеенное; «Бесы» Достоевского - мелким чётким почерком вперемешку с арифметическими уравнениями; не в лучшем состоянии – рукопись романа «Доктор Живаго» Пастернака.
«Хотелось бы, чтобы больше нас финансировали для реставрации, - говорит главный специалист центра хранения РГАЛИ Татьяна Гриник. - Где-то осыпается текст. Уже невозможно прочесть – сыпется, где-то исчезает он. Есть и плесень, поэтому "Доктор Живаго" готовится на реставрацию. Нуждается в ней».
Чтобы восстановить сокровища, из РГАЛИ их отвозят в реставрационные мастерские. Своими силами пытаются увековечить в цифровом формате с помощью контактных и бесконтактных сканеров - порядка 6 тысяч листов в месяц. Как раз сейчас идёт оцифровка автографа Прокофьева – рукописи пьесы для фортепиано «Ромео и Джульетта». К его опере «Война и мир» в архиве есть наброски, эскизы декораций, созданные Сергеем Эйзенштейном. Раритетов, связанных с великим режиссёром, здесь около 6 тысяч: его переписка, фотографии, рисунки и даже архив Всеволода Мейерхольда. После смерти Эйзенштейна документы Мейерхольда, тогда врага народа, Пера Аташева отдала в архив литературы и искусства.
«Есть такая форма – закрытое хранение на определённый срок, и вдова воспользовалась этим, и когда к ней пришли люди, соответствующе держа руки в карманах, и сказали "Где бумаги врага народа Мейерхольда?", она показала им расписку РГАЛИ. Бумаги были уже на государственном хранении, они ничего сделать не могли», - рассказывает киновед, историк кино Наум Клейман.
Наум Клейман пользуется архивом более 50 лет, приблизительно столько же - исследователь русского футуризма Александр Парнис.
«Я здесь стал настоящим профессионалом. Начинал я как студент-любитель, а стал профессионалом. Здесь находится основная часть архива великого русского поэта Хлебникова, которым я занимаюсь много лет», - отмечает литературовед Александр Парнис.
РГАЛИ называют местом, где рождаются исследователи – совершенствуется сознание, совершаются открытия. Архив активно интегрируется в музейное пространство - открываются выставки за рубежом, и, конечно, в России.
«У нас есть подарок ко дню рождения. В одном из корпусов, который мы недавно получили, мы оборудуем выставочный зал. Теперь у нас у самих будет возможность выставлять постоянную экспозицию и устраивать вечера, посвященные каким-то датам», - делится директор РГАЛИ, доктор исторических наук Татьяна Горяева.
Доступность материалов обеспечивает электронный каталог РГАЛИ, он работает наряду с традиционным. В нём уже 66 с половиной тысяч изображений: рукописи, фотографии, рисунки, увидеть которые теперь можно, даже не выходя из дома. Таким образом, архив не только растёт, но и совершенствуется с каждым годом.
По материалам сайта ТК «Культура»