Рукописи великого писателя не горят. Они продолжают жить своей жизнью
14 мая квартира Михаила Булгакова впервые откроет свои двери в рамках фестиваля, посвященного 125-летию писателя. Правда, посетить ее можно будет всего лишь два дня, после этого квартира закроется на ремонт. Корреспондент «ВМ» прошлась по комнатам в компании Александра Кибовского, главы Департамента культуры Москвы.
Дворики в переулках Большой Пироговской улицы почти не изменились с начала XX века. Из окна каждого дома виден приблизительно тот же пейзаж, который наблюдал Михаил Булгаков, работавший здесь в доме 35 над романом «Мастер и Маргарита». В этой съемной трехкомнатной квартире писатель прожил с 1927 по 1934 год. И это были, возможно, самые сложные семь лет в его жизни, посвященные ежедневной борьбе с бюрократами из Главреперткома.
Они с завидным упорством запрещали пьесы и рассказы Михаила Булгакова, обрекая автора на полуголодное существование. Об этом периоде его жизни свидетельствуют документы, выставленные в квартире в рамках двухдневной выставки «Рукописи не горят»: дневники жены писателя Елены Булгаковой, письма чиновников и главное — рукопись самой первой редакции легендарного романа с вырванными страницами. Их писатель сжег здесь же, в камине, располагавшемся прямо за его кабинетом. Говорят, Михаил Булгаков сделал это, выступая против политики театральных критиков того времени. Их аргументы, к слову, поразили Александра Кибовского, заметившего, что они очень напоминают риторику современных деятелей культуры, требующих от него вмешаться в творческую политику отдельных театров и музеев.
— Вот, например, обращение к Сталину некого товарища Кержинцева, вероятно, одного из моих предшественников на просторах культурного пространства, — улыбается он, рассматривая письмо. — «Мои предложения: снять пьесу Булгакова «Мольер» не путем формального его запрещения, а через сознательный отказ театра от этого спектакля, как ошибочного, уводящего от линии социалистического реализма. Для этого поместить в «Правде» резкую редакционную статью о «Мольере» в духе этих моих замечаний и разобрать спектакль в других органах печати». Представляете, а ведь это 30-е годы! В 1934 году Михаил Булгаков с женой получили наконец первую собственную квартиру. У писателя, с облегчением расставшегося с домом на Пироговской, 35, как и с собственным сложным прошлым, началась совсем другая жизнь. А эта квартира как будто бы продолжала самостоятельно дописывать сюжеты, начатые когда-то в ее стенах. Иначе как объяснить тот факт, что последние несколько десятилетий помещение занимали дирекция по эксплуатации зданий, жилищно-эксплуатационная контора и прочие хозяйственные службы, представителей которых писатель часто высмеивал в своих произведениях? Против булгаковской иронии бессильны как узколобые критики, так и горящие камины.
По материалам сайта vm.ru