Русский музей выставил вековые киноафиши

Реклама как искусство. В Мраморном дворце в Петербурге открылась выставка кино-плакатов начала прошлого столетия из собрания Русского музея. Здесь и афиши к страстным мелодрамам десятых годов, и кроваво-жуткие зарисовки 1917-1918, и новаторские конструктивистские коллажи к знаменитым картинам Эйзенштейна, Вертова, Пудовкина. Успеху их фильмов немало способствовали эти афиши – в то время фактически единственный вид кинорекламы.

Посетителям этой выставки впору было задать вопрос «Что это вы тут делаете? Кино то уже закончилось!» Ведь афиши, которые зазывали на фильмы с Верой Холодной, Бастером Китоном и Максом Линдером, устарели почти сто лет назад. Актеры ушли из жизни, пленки рассыпались в прах, а вот эти плакаты, которые когда-то небрежно наклеивали на заборы, и вовсе стали бесценными.

«Самая скромная цена 2-3 тысячи долларов, это небольшие плакаты так могут стоить. У Родченко или Стейнбергов – это серьезная вещь. Это совершенно другие цены», – говорит художник, искусствовед Михаил Карасик.

Истинную ценность плакатов 1920 – 30-х годов, конечно же, не измерить. Ни долларами, ни рублями. Это почти страницы истории, связывающие XX век с далеким прошлым. Первые афиши напоминают о цирке или балагане. Художники, которые их рисовали, явно опирались на эстетику русского лубка.

«Такие душераздирающие картины с изображением разбойников, прекрасных падших женщин, были всякие ужасы, дьявольская тема, тема змей, которая была очень популярна», – рассказывает старший научный сотрудник Государственного Русского музея Ирина Золотинкина.

Новая жизнь требовала новых форм в кино – в том числе и от киноплаката. Он стал площадкой для творческого эксперимента мастеров авангарда. Художники не брезговали служить самому важнейшему из искусств. Александр Родченко и Антон Лавинский боролись за право работать над афишами для легендарного фильма «Броненосец «Потемкин».

Это потом, в начале тридцатых, чиновники стали указывать мастерам кисти, как и что изображать на афишах.

«Художникам вменялось в вину слишком большое увлечение трюкачеством и формотворчеством, и писалось, что зритель не может понять кто положительный, а кто отрицательный. Требовалась большая ясность, и наглядность в представлении чему посвящен фильм, каким героям надо сочувствовать, каким не надо», – поясняет Ирина Золотинкина.

Как только за спиной художника встал цензор с собственными представлениями о прекрасном, плакат постепенно перестал быть произведением искусства. Так что афиши, представленные на выставке в Русском музее, это долгая история киноплаката – от его зарождения и радостного рассвета до эпохи заката.

 

По материалам сайта tvkultura.ru

 

« Назад