Русские торги в Лондоне: без ажиотажа, но с прибылью

Нельзя сказать, что у российских любителей антиквариата нет возможности покупать искусство на аукционах внутри страны – в Москве («антикварная» жизнь активней всего идет именно здесь) аукционы проходят регулярно. Однако лондонские «русские недели», когда весной и осенью четыре аукционных дома – Christie`s, Sotheby`s, MacDougall`s и Bonham`s – проводят торги, посвященные исключительно русскому искусству, всегда вызывают повышенный интерес. Здесь появляются самые дорогие вещи и самые платежеспособные покупатели; покупка на лондонских торгах – показатель статуса коллекционера и дополнительный плюс к провенансу любого произведения искусства. В значительной степени именно результаты лондонских торгов стали общепризнанным индикатором состояния рынка русского искусства; их интерпретируют и анализируют, стараясь предугадать поведение рынка, – а сегодня это занятие стало особенно увлекательным.

30 ноября череду традиционных русских торгов открыл аукционный дом Christie`s, выручка которого составила 5,3 млн фунтов стерлингов. На этот раз лучший результат показало полотно Абрама Архипова «Молодая крестьянка», на котором изображена задумчивая девушка в малиновой кофте, ярко-красном фартуке и отчаянно-желтом платке с розами, ушедшее с молотка за 398,5 тыс. фунтов стерлингов при эстимейте 120–125 тыс. фунтов стерлингов. Пару морских пейзажей с парусниками работы Алексея Боголюбова после умеренного торга купили за 206,5 тыс. фунтов стерлингов, немного превысив нижнюю планку эстимейта, установленного на уровне 180–220 тыс. фунтов стерлингов. Портрет Ванды Монастырской-Богомазовой работы Александра Богомазова был продан за 182,5 тыс. фунтов стерлингов при эстимейте 80–120 тыс. фунтов стерлингов. С лучшей стороны показали себя поклонники художников-нонконформистов: большое (152,4 см в диаметре) поэтичное тондо скончавшегося в 2012 году Дмитрия Плавинского «Музыка Вивальди над Гранд-каналом» было продано за 140,5 тыс. фунтов стерлингов (при эстимейте 25–35 тыс. фунтов стерлингов).

В разделе декоративно-прикладного искусства лидировал – и подорожал в ходе торгов почти в 10 раз (с 25–35 тыс. фунтов стерлингов до 206,5 тыс. фунтов стерлингов) – триптих с иконой Николая Чудотворца в окладе работы Овчинникова, украшенном перегородчатой эмалью. Если и есть на рынке произведения, интерес к которым практически непоколебим, – то это предметы, на которых написано заветное название фирмы Faberge. Треугольные настольные часы этой фирмы в серебряной оправе и с розовой гильошировкой (с маркой мастера Михаила Перчина) были куплены за 146,5 тыс. фунтов стерлингов (эстимейт 70–90 тыс. фунтов стерлингов). На этот раз торги не потрясали супервысокими эстимейтами и рекордными (особенно по сравнению с предыдущими годами) продажами, но общий уход лотов составил 68%, что вполне прилично для любого аукциона в любое время. Более того, как отмечают специалисты аукционного дома, на этих торгах в разделе живописи продажи выросли более чем на 20% по сравнению с июнем 2015 года. 

На следующий день в Лондоне у Christie`s прошел букинистический аукцион «Ценные книги и рукописи», и секция русских книг была распродана на 73%, принеся в общей сложности 275 тыс. фунтов стерлингов. Ценовой рекорд был установлен на первое издание «Бориса Годунова» Пушкина, ушедшее с молотка за 68,5 тыс. фунтов стерлингов. Первое трехтомное издание романа Льва Толстого «Анна Каренина» было продано за 23,8 тыс. фунтов стерлингов, а паспорт Анны Павловой – за 17,5 тыс. фунтов стерлингов. Первое издание «Исторического, географического и топографического описания Санкт-Петербурга» нашло своего покупателя за 32,5 тыс. фунтов стерлингов. 

Покупатели русских букинистических и антикварных книг оказались вполне бодры на международных торгах, так же как и на отечественных аукционах, выгодно отличаясь от покупателей живописи.

1 декабря живопись продавал аукционный дом Sotheby`s, на традиционном коктейле, предшествующем торгам, угощавший гостей «позолоченными» сосисками. Торги принесли 6,8 млн фунтов стерлингов – это самый высокий результат для осенней «русской недели» 2015 года. И тут опять рекордсменом оказался Абрам Архипов с портретом крестьянской девушки (на этот раз веселой) в красном платье, который был продан за 905 тыс. фунтов стерлингов (эстимейт 180–250 тыс. фунтов стерлингов). Не подвели любители творчества Айвазовского – картину «Вид на Монако с Кап Мартена» практически по верхней планке эстимейта купили за 545 тыс. фунтов стерлингов (эстимейт 350–550 тыс. фунтов стерлингов). Аллегорическая картина Дмитрия Стеллецкого «От рассвета до ночи» с фигурами, изображающими утреннюю и вечернюю зарю, прилично подорожав, ушла за 401 тыс. фунтов стерлингов (эстимейт 100–150 тыс. фунтов стерлингов).

Классическая работа Дмитрия Левицкого – портрет прекрасной племянницы князя Потемкина княгини Варвары Голициной – при эстимейте 250–350 тыс. фунтов стерлингов был продан за 365 тыс. фунтов стерлингов.

Кризис кризисом, но тающе-туманные героини Григория Глюкмана по-прежнему востребованы у покупателей. Картина «Раздумье», на которой изображена блондинка-балерина в полурасстегнутом на спине лифе, ушла за 341 тыс. фунтов стерлингов, подорожав более чем в пять раз (эстимейт 60–80 тыс. фунтов стерлингов). Сияющий снежной белизной пейзаж «Зима в Абрамцево» Валентина Серова с прекрасным провенансом (ранее работа принадлежала Александре Саввишне Морозовой, в позднее – одному из Кукрыниксов, Порфирию Крылову) продана ровно посередине эстимейта – за 305 тыс. фунтов стерлингов при первоначальной оценке 250–350 тыс. фунтов стерлингов. 

Работа Таира Салахова «Айдан» (авторский повтор – оригинал в Государственной Третьяковской галерее) – портрет Айдан Салаховой (сегодня – известной галеристки) в трехлетнем возрасте, верхом на детской лошадке, была оценена так же, как работа Левицкого, но ушла за 269 тыс. фунтов стерлингов, чуть превысив нижнюю планку эстимейта.

Во второй половине дня 1 декабря на Sotheby`s традиционно прошли торги в разделе «Русские произведения искусства, работы Фаберже и иконы», где общая выручка составила 2,3 млн фунтов стерлингов при хорошем показателе ухода лотов – 73%. Дороже всего были проданы две презентационные императорские табакерки с вензелем Николая II – за 299 тыс. фунтов стерлингов (эстимейт 120–180 тыс. фунтов стерлингов) и за 425 тыс. фунтов стерлингов (эстимейт 200–300 тыс. фунтов стерлингов), а роскошный серебряный с эмалью сервиз ушел за 131 тыс. фунтов стерлингов (при эстимейте 25–35 тыс. фунтов стерлингов).

Аукционный дом Mac-Dougall`s, в общей сложности наторговавший на 2,2 млн фунтов стерлингов, не зря запасся парой работ Исаака Левитана – грустное «Половодье» было продано за 325,5 тыс. фунтов стерлингов, немного превысив эстимейт, а залитая солнцем летняя «Поляна в лесу» – за 158,8 тыс. фунтов стерлингов, посередине эстимейта, определенного в диапазоне 120–180 тыс. фунтов стерлингов. Так же осмотрительно, без превышения эстимейта (180–250 тыс. фунтов стерлингов), за 222,3 тыс. фунтов стерлингов была продана картина Константина Сомова «Отдых на закате», с девушкой в голубовато-белом платье, размышляющей под кустом сирени.

Как обычно, завершал русские торги аукционный дом Bonham`s, где самой дорогой работой (85,5 тыс. фунтов стерлингов) оказалась абстракция «Без названия» нонконформистки Лидии Мастерковой, поступившая из американской частной коллекции. Общая сумма продаж у Bonham`s составила 560 тыс. фунтов стерлингов. 

Итак, что можно отметить, пытаясь по мере сил анализировать ситуацию на рынке русского искусства? Аукционные дома оставили в прошлом «околомиллионные» эстимейты. Прагматичный подход к определению начальной цены по-прежнему привлекает покупателей и может дать рост стоимости в 5–10 раз – это особенно очевидно для недорогих вещей. Когда же речь идет о значительных суммах, покупатели держат себя в руках, лихачества от них не дождешься – наиболее высоко оцененные работы или не продаются, или уходят в пределах эстимейта. Не продаются даже произведения, с которыми пару лет назад не было бы никаких проблем, – работы авторов, выставки которых только что прошли в крупных музеях, являющиеся объектом интереса серьезных коллекционеров (например, произведения таких разных художников, как Павел Кузнецов и Виктор Попков). Продавцы, судя по всему, сделали шаг навстречу покупателям – стала просматриваться тенденция к коррекции цен на перегретом рынке русского искусства. Откликнутся ли покупатели или продолжат ждать дальнейшего снижения цен – покажут ближайшие полгода и весенние русские торги.

 

По материалам сайта ng.ru

 

« Назад