С Чернышевским к папуасам
Обнаруженный в музее-усадьбе знаменитого саратовского уроженца Чернышевского рисунок позволил узнать, что связывало знаменитого путешественника Николая Миклухо-Маклая с великим писателем.
Оказывается, ученый-этнограф много лет возил с собой сделанный собственноручно карандашный портрет Чернышевского.
Неизвестный портрет
На одной из страниц сборника «Звенья» начала 30-х годов прошлого века, который хранится в фонде «Редкая книга» музея писателя, обнаружен неизвестный портрет с подписью: «Н.Г. Чернышевский. С карандашного рисунка из архива Н.Н. Миклухо-Маклая».
Сразу возникло множество вопросов: почему портрет находился у этнографа, кто его автор, сохранился ли подлинник? На часть вопросов ответы найти удалось, а некоторые так и остались загадкой.
Знал ли автор романа «Что делать?» о выдающемся путешественнике, неизвестно. Можно утверждать только то, что в письмах и произведениях писателя его имя не упоминается. А вот для Николая Миклухо (появление второй части фамилии до сих пор не имеет однозначного объяснения) Чернышевский был не только любимым автором, но и учителем. Об этом свидетельствуют дневниковые записи, письма родным.
Под впечатлением идей писателя, изложенных в статьях, которые появлялись на страницах петербургского журнала «Современник», формировалось мировоззрение будущего ученого-этнографа и отважного путешественника, возник страстный интерес к «науке о человеке», развивались научные взгляды, побудившие его отправиться на острова Тихого океана, чтобы изучать папуасскую расу.
Параллели с романом
В 1864 году Миклухо-Маклай был исключен из Петербургского университета за участие в студенческих сходках и лишен права учиться в России. С большим трудом ему удалось добиться разрешения выехать за границу якобы для лечения. Настоящая же цель была получить образование.
Покидая Россию, Николай тайно вывозит запрещенный роман Чернышевского «Что делать?». Рахметов поразил его воображение и стал тем идеалом, на который Миклухо ориентировался в самые тяжелые минуты своей жизни.
Пример этого героя помогал выживать, презирать боль и вообще всякие человеческие «слабости». Все ради пользы Отечеству и человечеству, ничего для себя. Идеи создания русской колонии на Тихом океане, выдвинутые путешественником для защиты папуасов, явно перекликаются с мыслями Чернышевского.
«Колония составляет общину и управляется старшиною, советом и общим собранием поселенцев», - писал Миклухо-Маклай.
«Ежегодно вся чистая прибыль от обработки земли будет делиться между всеми участниками предприятия соразмерно их положению и труду». О таких трудовых общинах-мастерских мечтала Вера Павловна, героиня романа «Что делать?».
Известие о гражданской казни, учиненной правительством над Чернышевским, дошло до Миклухо, когда он был уже за границей. В письме к матери Николай просит прислать ему фотографию своего кумира. Путешественник был блестящим рисовальщиком, в юности мечтал поступить в академию художеств.
Опубликовано множество его рисунков, которые с фотографической точностью воспроизводят пейзажи тихоокеанского побережья, быт и типажи папуасов.
По рисунку, на котором изображен писатель, понятно, что оригиналом автору послужила фотография 1859 года. Этот карандашный портрет в дальнейшем сопровождал Миклухо-Маклая повсюду.
По материалам сайта sarnovosti.ru