С лягушками и тиной русский рай. Итоги 2020 года: пандемия формально «закрыла» литературную жизнь, но духовно высвободила писателей

В этом декабре многие с особенным нетерпением ждут завершения 2020 года, который подтвердил репутацию високосного на полную катушку: коронавирус, пандемия, самоизоляция, ограничения – сами знаете. В общем, вся жизнь встала вверх тормашками. Очень сильно изменил жизненный уклад, а соответственно, повлиял на психологию и творчество переход мероприятий в формат онлайн. Восприняли это по-разному. Для одних литераторов жизнь в отшельничестве и общение с помощью того же zoom стали благом: появилось больше времени для размышлений и творчества. Кстати, для многих образ писателя или поэта-отшельника как раз органичен: именно в уединении, на природе, за чтением книг можно ощутить пограничные состояния, совершить духовные открытия. Для других, привыкших жить в бешеном ритме, в живом общении, заточение стало в некотором роде испытанием. Так или иначе, от творческих рефлексий в отношении пандемии и коронавируса, от талантливых произведений на эту тему интернет просто лопается. Да и не только интернет. Издано немало тематических сборников, например поэтический – «Хроники и-zoom-ленного времени (Поэзия эпохи самоизоляции)», выпущенный литературной студией Людмилы Вязмитиновой «Личный взгляд». Даже в приведенном ниже списке 50 самых интересных изданий по версии «НГ-EL» вы найдете произведения на эту тему. Плюсом общения онлайн для литераторов (впрочем, как и для всех) стало то, что в рамках одной конференции встречаются, скажем, авторы из Парижа, Тамбова, Нью-Йорка и Мозамбика: благодаря средствам связи преодолеваются расстояния и государственные границы, воссоединяются люди, близкие по духу.

И все-таки российская книжная жизнь в этом году заметно выделилась на общемировом фоне. И вовсе не каким-то особенным размахом книгоиздания или громких литературных событий, а делом неслыханной дерзости: в самый разгар пандемии, когда все мировые книжные площадки закрылись на запор, а ярмарки перенеслись в виртуальный zoom-лимб, на главной площади нашей страны состоялся традиционный (уже шестой) книжный фестиваль на Красной площади. Многие авторы и издатели отказались участвовать в мероприятии, пусть даже ценой и без того ощутимых в этом году коммерческих потерь, лишь бы не рисковать здоровьем. Однако же фестиваль прошел, и за три дня – с 6 по 8 июня – его посетили аж 15 тыс. человек. Массовее не придумаешь.

Стоит напомнить, что в эти дни в Москве, как и во многих других регионах России, действовал так называемый режим самоизоляции и людей штрафовали даже за одиночные пикеты с соблюдением социальной дистанции. Однако же для книжников сделали исключение. Видимо, потому что если проводить первое в мире массовое мероприятие по борьбе с коронавирусом, то начинать лучше с литераторов. Не потому, что они крепче, а потому, что литература – наша скрепа, да и Пушкин, чей день рождения отмечался там же вручением молодежных литпремий «Лицей», – наше все.

И пока в соцсетях в творческих кругах разворачивались целые баталии под девизом «идти или не идти», председатель оргкомитета по проведению книжного фестиваля «Красная площадь», советник президента России Владимир Толстой оптимистично анонсировал: «Важный и столь долгожданный литературный праздник, приуроченный к дню рождения Александра Сергеевича Пушкина и Дню русского языка, состоится вопреки всем невзгодам. Фестиваль станет первым большим культурным событием в мире, который еще только начал возвращаться к нормальной жизни после пандемии. Уверен, что сегодня подобный литературный марафон станет радостным событием абсолютно для всех».

Впрочем, проходил этот марафон, разумеется, с соблюдением всех необходимых санитарных реверансов: каждый желающий посетить Красную площадь должен был заранее на сайте фестиваля заказать бесплатный билет с указанием ограниченного времени. Для тех, кто предпочел остаться дома, была организована постоянная онлайн-трансляция со всех семи основных площадок. Кроме того, многие выступали виртуально, по трансляции, а на сайте фестиваля крутили видеоматериалы, записанные заранее.

Премьер-министр РФ Михаил Мишустин направил участникам и гостям «Красной площади» бодрое приветствие, а посетивший фестиваль в первые часы его работы глава Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский заметил: «Это фестиваль надежды. Надежды на возвращение к прежней жизни, надежды на возрождение издательской отрасли». К концу года, как мы знаем, агентство аннулировали.

Подведение собственно литературных итогов – 2020 начнем все-таки не с грустного, а с юбилейного, торжественного. Вспомним еще раз круглые даты и юбилеи поэтов, прозаиков, литературоведов и прочих служителей слова, о которых мы писали в уходящем году. Прежде всего это 150-летие Ивана Бунина, которое вошло в перечень памятных дат ЮНЕСКО, а в России еще летом 2018-го вышел указ президента РФ «О праздновании 150-летия со дня рождения И.А. Бунина». Вообще Ивану Алексеевичу с торжественными отмечаниями как-то не везет: 100-летие пришлось на 1970-й, а тогда, кто помнит, главным оказался совсем другой юбиляр... Теперь вот – ковид, внесший в празднование свои коррективы: от каких-то мероприятий пришлось отказаться, что-то перевести в онлайн-формат. Хотя многие фестивали, конференции, круглые столы, выставки, концерты все же состоялись. О некоторых мы писали – например о заседании клуба «Библиофильский улей» Национального союза библиофилов, посвященном бунинскому юбилею. Оно состоялось в форме видеоконференции, в которой участвовали любители книг из Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Саратова, Риги. Или о том, как в Липецком государственном педагогическом университете имени Петра Семенова-Тян-Шанского прошла онлайн-встреча «Грасс-Россия: диалоги любви» с участием чрезвычайного и полномочного посла, постоянного представителя Российской Федерации при ЮНЕСКО Александра Кузнецова; представителей мэрии французского Граса (в этом городе Иван Алексеевич провел в эмиграции более 20 лет); французского филолога-слависта Ренэ Герра; буниноведов и литераторов из разных российских городов и даже из Тайваня. А во время первого крупного книжного события этого года, прошедшего вживую – фестиваля «Красная площадь» (о нем мы тоже писали), – можно было увидеть посвященную Бунину юбилейную экспозицию. Были и другие офлайн-мероприятия: круглый стол «Творчество Ивана Бунина в контексте современного читательского восприятия», литературный бунинский праздник «Любовь и радость бытия» в Орле и т.д. В честь юбиляра выходили книги, почтовая марка.

«НГ-EL» отмечал юбилей Бунина широко – статьи выходили аж в трех номерах, были даже стихи в честь Ивана Алексеевича за авторством поэта и переводчика Виктора Коллегорского: «Каабы камень в путеводной мгле,/ Вселенский купол синий в Оберланде,/ Чай на Лазурном летом на веранде –/ Рай на земле с кальяном, с наргиле,// Иль рай иной, болотный, комариный,/ С лягушками и тиной русский рай…»

Среди других отмеченных нами юбилеев и круглых дат – 275-летие первого русского сатирика и баснописца Ивана Хемницера и 200-летие поэта Афанасия Фета; 140-летие поэта-сатирика Саши Черного и лингвиста Льва Щербы (известного в народе прежде всего как автора «глокой куздры»); 125-летие поэта Сергея Есенина и его ровесницы (которая, впрочем, при жизни всегда скрывала свой истинный возраст), «маленькой поэтессы с огромным бантом» Ирины Одоевцевой; 120-летие лингвиста и писателя Льва Успенского. Вспоминали и про 90-летие поэта и прозаика Кирилла Ковальджи, которого сотрудники «НГ-EL» знали лично. И разумеется, про 80-летие поэта-нобелиата Иосифа Бродского. Написали о поэте и переводчике Евгении Витковском, который несколько месяцев не дожил до 70-летия. А вот поэты Александр Еременко (ему 70) и Вадим Степанцов (ему 60), к счастью, могли сами прочесть статьи о себе и наши поздравления. Кстати, круглые даты были не только у людей: в декабре исполнилось 30 лет «Независимой газете». Этому событию посвящен отдельный выпуск «НГ».

Теперь о печальном. Не стало Роспечати. 20 ноября Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал указ «О совершенствовании государственного управления в сфере цифрового развития, связи и массовых коммуникаций». В нем говорится: «Упразднить Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям и Федеральное агентство связи. Передать Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации функции упраздняемых Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям и Федерального агентства связи».

На протяжении 16 лет Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать) занималось всем, что связано с книгоизданием и писательством в России. 

Роспечать обеспечивала проведение ежегодных книжных выставок-ярмарок: ММКВЯ, «Книги России», non/fiction и, наконец, проекта «Книжный фестиваль «Красная площадь» (см. выше). Агентство проводило множество конкурсов в области книгоиздания, книжной иллюстрации, литературы, переводов – как с языков народов России, так и зарубежных. Давало гранты на книжные проекты. Под его руководством проходили празднования наиболее значительных юбилеев классиков русской литературы.

Подводя итоги многолетней работы ведомства, руководитель Роспечати Михаил Сеславинский отметил: «Здание на Страстном бульваре было гостеприимным домом для руководителей СМИ, общественных организаций, издателей, писателей и журналистов… Мы старались привнести здоровое чувство юмора в проводимые нами мероприятия. Надеюсь, что они многим запомнились и вспоминаются с радостью и улыбкой».

Возник резонный вопрос: а будет ли Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций (Минцифра), в названии которого даже нет слова «печать», так же заботливо поддерживать российское бумажное книгоиздание и русскую словесность? Не вступило ли бумажное книгоиздание в конфликт с цифровым, заявленным в качестве приоритетного? Путин предвосхитил этот вопрос, потребовав «бесшовного» вхождения всего коллектива Роспечати в Минцифру. То есть, по сути, если все пойдет так же, как идет сейчас, те же люди будут заниматься тем же самым, только под другой «крышей». Источник в Роспечати подтвердил «НГ», что пока все так и происходит.

Уходит только Михаил Сеславинский. «Когда-нибудь можно будет написать увлекательный роман «Страстной бульвар, 5». Здесь прожита целая жизнь – интересная и эмоционально насыщенная… Миссия выполнена, и за прожитые годы ни капельки не «мучительно горько». Есть чем гордиться и что вспомнить», – написал он в своем блоге.

Однако настоящих любителей книги не может не огорчить уход этого человека, настоящего книжника.

Теперь об очень печальном. В этом году его было как-то особенно много. Ушли и давно любимые, и совсем молодые. Большим ударом стала смерть прозаика, эссеиста, лауреата премии «НГ» «Нонконформизм»-2011, автора книг «Как я и как меня», «Ум. Секс. Литература», «В пожизненном заключении» и других Игоря Яркевича: для некоторых из нас он был не просто коллегой по перу и постоянным автором газеты, а настоящим другом. Яркевич, в соответствии со своей фамилией яркий и яростный, ворвался в литературу в начале 90-х, удивив многих дерзостью и свободой. После себя он оставил несколько неопубликованных книг эссе и рассказов. В 2020 году не стало также писателей-фронтовиков Юрия Бондарева и Евгения Войскунского, поэта-фронтовика Бориса Дубровина, драматурга Леонида Зорина, поэта, прозаика и политика Эдуарда Лимонова, детского писателя Владислава Крапивина, прозаиков Александра Кабакова и Владимира Шпакова, писателей-сатириков Михаила Жванецкого и Анатолия Трушкина, писателя-фантаста Сергея Синякина, поэта и переводчика Михаила Яснова, лингвиста Натальи Бонк, физика, философа, переводчика и комментатора Джеймса Джойса Сергея Хоружего, поэтов Елены Кацюбы, Алексея Ефимова и Вячеслава Памурзина. На страницах «НГ-EL» появились некрологи, посвященные филологу и библиографу Надежде Левитской, писателю, журналисту, историку и фантасту Владимиру Свержину, поэту и прозаику Михаилу Стрельцову, поэту Марку Ляндо, историку русской литературы Вячеславу Кошелеву, филологу Борису Егорову, заведующей отделом русского зарубежья Российской государственной библиотеки Надежде Рыжак, филологу и литературоведу Николаю Богомолову, литературоведу и писателю Мирону Петровскому, энтузиасту и пропагандисту фантастики Борису Завгороднему… Под занавес года ушли из жизни поэт, прозаик, публицист, заместитель главного редактора журнала «Наш современник» Александр Казинцев; прозаик, фантаст, критик Роман Арбитман (печатался также под псевдонимами Лев Гурский и Рустам Кац); писатель, сатирик, драматург, автор книг для детей, один из создателей мультсериала «Ну, погоди!» Александр Курляндский. Что остается? Помнить, чтить, читать.

 

По материалам сайта ng.ru

 

« Назад