С музеем Врубеля можно «Попасть в переплет»
Главное областное хранилище искусств приглашает любителей прекрасного со 2 сентября окунуться в мир старинной книги. Выставка «Попасть в переплет» представляет индивидуальный и издательский переплет XVII–XX веков.
Экспозиция состоит из двух основных разделов, представляющих индивидуальный (его часто называют владельческим) и издательский переплеты, и включает свыше 70 редких книжных изданий XVII–ХХ веков из собраний «врубелевцев», местного историко-краеведческого музея, Пушкинки, научной сельскохозяйственной библиотеки ОмГАУ, частных коллекций. Выставку дополняют произведения графики, а также предметы декоративно-прикладного искусства (светильники, чернильницы, пресс-папье и другие).
Что касается «частников», то наиболее интересные и редкие книги представил омский коллекционер Евгений Журавлев. Наиболее, что г-н Журавлев давно и плодотворной дружит с музеем Врубеля. А 5 лет назад даже презентовал «врубелевцам» коллекцию, представляющую собой свыше 100 экспонатов из художественного стекла. Тогда специалисты музея оценили ее примерно в 30 миллионов рублей.
На этот раз Евгений Журавлев представил свои книжные шедевры. В их числе «Persianishe Rosenthal» – поэма «Гюлистан» Муслихиддина Саади (Персидская розовая долина. Готторп, 1660) в переводе на немецкий Адама Олеария (1599–1671), известного немецкого ученого, путешественника, автора многих научных трудов. Еще одна книга XVII века из этой же коллекции – «Философия» Сенеки (Т. 2. Лейден, типография Эльзевиров. 1649) с экслибрисом барона делла Турбиа, дипломата, ученого, члена Академии наук в Турине, коллекционера, с 1790 года – посла Сардинского королевства в России, а в 1805 году – камергера императора Наполеона Бонапарта. Первый раздел экспозиции «Индивидуальный владельческий переплет XVII–XX веков» включает несколько тематических блоков. Для XVII–XVIII веков были характерны цельнокожаные переплеты – неповторимые образцы ручного труда. Сейчас все они представляют огромную библиографическую редкость. К цельнотканевым переплетам относятся образцы XIX – начала XX века, покрытые декоративной тканью. На выставке можно увидеть роскошные издания в одежде из бархата, шелка, дука, рогожки, штапеля. К началу XIX века относятся книги в полукожаном составном переплете – корешок и углы обтянуты кожей, а крышки выклеены пестрой бумагой ручной выделки т. н. мраморной (с узором «под мрамор», «павлинье перо», «птичий глаз»). Второй большой раздел выставки «Издательский художественный переплет XIX–XX века» демонстрирует книги, финальный этап создания которых осуществлялся непосредственно в переплетных цехах типографий. Здесь можно увидеть как цельнокрытые, так и составные переплеты, при изготовлении которых использовали различные материалы и техники (блинтовое, красочное и золотое тиснение и др.). Раздел включает два тематических блока, первый демонстрирует русские и европейские издания середины XIX – начала XX века, а второй знакомит с советским художественным переплетом, рассказывая о таких материалах, как гралекс-кожимит, армированная бумага, альбертин и др., а также новых способах оформления переплета, приближающих его к книгам сегодняшнего дня. Из 75 изданий, вошедших в состав выставки, 50 – из собрания Музея имени М. А. Врубеля, среди них редкие старопечатные издания и книги гражданской печати. Среди них священное Евангелие (Москва, 1805) в уникальном медном окладе, украшенном живописными эмалевыми дробницами с изображениями евангелистов и библейскими сюжетами; а также издание Э. Э. Ухтомского «Путешествие государя Императора Николая II на Восток (в 1890–1891)», дизайн переплета и иллюстрации выполнил Н. Н. Каразин, известный русский художник-баталист и писатель, участник Среднеазиатских походов, один из первых иллюстраторов произведений Ф. М. Достоевского. «Попасть в переплет» в музее Врубеля можно будет до 21 ноября. В учреждении убеждены, что экспозиция будет интересна школьникам. Современные дети и молодежь уже привыкли к электронным носителям информации, им зачастую сложно воспринимать традиционные бумажные издания, а тем более понимать их истинную ценность. В действительности переплет, «одежда» книги, элемент ее художественного оформления, несет на себе отпечаток эпохи, определенного стиля, индивидуального почерка мастера и личных вкусов владельца. Выставка, открывающаяся в начале нового учебного года, представляет переплет XVII–XX веков как произведение искусства.
По материалам сайта mc.bk55.ru