Символы государства Российского. Графика Фёдора Григорьевича Солнцева
До 27 января в Розовом зале Российской государственной библиотеки проходит выставка графики Фёдора Григорьевича Солнцева, самобытного русского художника, археолога XIX века. Его акварели послужили основой для воплощения в жизнь монументального издания «Древности Российского государства».
Символика Российского государства складывалась столетиями. Некоторые из символов прочно закрепились в знаках государственного суверенитета, таких как герб, флаг, гимн. Но палитра значимых символов намного шире и богаче, и все они в определённой полноте хранят историческую память, воскрешают деяния предков, подчёркивают связь с историческими корнями.
Особый вклад в формирование общественного и национального сознания внёс XIX век. Он ознаменовался интересом к прошлому, выразившимся в увлечённом выявлении и изучении памятников старины, древнерусской литературы, издании исторических документов. XIX столетие подарило России учёную дружину графа Николая Петровича Румянцева, Николая Михайловича Карамзина и его «Историю государства Российского», крупнейшие общественные музеи. Достойное место в этом ряду занимает творчество художника Фёдора Григорьевича Солнцева.
Фёдор Григорьевич Солнцев (1801—1892) — самобытный художник, археолог. Выходец из семьи крепостных графа Ивана Алексеевича Мусина-Пушкина, благодаря своему таланту и трудолюбию стал выпускником Императорской Академии художеств, а впоследствии её профессором и академиком. На протяжении нескольких десятилетий своеобразным наставником художника был президент Академии художеств Алексей Николаевич Оленин. Именно ему принадлежала идея фиксации исторических предметов.
И дарование Солнцева, за которым вскоре закрепилась слава одного из выдающихся знатоков русской древности, оказалось необычайно востребовано. Так, в 1830 году Фёдор Григорьевич был направлен в Москву «для срисовывания старинных наших обычаев, одеяний, оружия, церковной и царской утвари, скарба, конской сбруи и прочих предметов», имеющих особую историческую и этнографическую ценность. Кроме Москвы, Солнцев занимался изысканиями древностей в Новгороде, Рязани, Смоленске, Владимире, Суздале и других старинных городах. За несколько лет им было создано более 3 000 рисунков предметов старины. Руководил этой работой Алексей Николаевич Оленин, которому Солнцев пересылал свои рисунки. В 1833 году Солнцев был причислен к Академии художеств и к Кабинету Его Императорского Величества, через которые он получил немало ответственных заказов.
Наследие Фёдора Григорьевича Солнцева необычайно велико: от уникальных рукописных книг до росписи храмов и предметов декоративно-прикладного искусства. Среди постоянных заказчиков художника были члены Царской семьи и Священный Синод. К числу наиболее значительных проектов можно отнести монументальное издание «Древности Российского государства». Этот фолиант представляет необычайный интерес с разных точек зрения — и как собрание работ художника, замечательный памятник печати, и как продукт определённой политической воли. В 1844 году император Николай I распорядился о создании Особого комитета по изданию русских древностей. Председателем комитета был назначен попечитель Московского учебного округа генерал-адъютант граф Сергей Григорьевич Строганов, а членами комитета, наряду с художником — писатель, директор Оружейной палаты Михаил Николаевич Загоскин, его помощник, поэт и археолог Александр Фомич Вельтман, профессор Московского университета Иван Михайлович Снегирёв.
Солнцев срисовал множество предметов, хранившихся в Оружейной палате и соборах Московского Кремля. Прежде всего внимание было обращено на регалии — знаки царской власти, такие как Шапка Мономаха, короны, скипетры, державы, бармы. Были зарисованы и другие атрибуты и предметы, олицетворяющие власть государя и патриарха — церковные и светские облачения, оружие и доспехи, троны, кареты и так далее. Значительное число запечатлённых вкладов русских царей в монастыри и храмы, а также икон, церковных предметов отражают и духовное состояние общества, его православные традиции и миропонимание. Всего художником было создано около 7 000 акварелей. Все они были выполнены с необычайной точностью и вниманием к деталям, тонкой цветопередачей, воспроизведены в разных ракурсах, чтобы показать особенность конструкции.
В 1846 году Николай I пожертвовал из собственных средств 100 000 рублей, значительную по тем временам сумму, на осуществление издания. С 1846 по 1853 годы вышло шесть монументальных томов тиражом 600 экземпляров. Применённый передовой способ печати хромолитографии позволил точно передать цветовые нюансы и мельчайшие детали. Все иллюстрации были отпечатаны в мастерской Дрегера, работавшего в Москве в середине XIX века. Под каждым изображением на листе были помещены надписи с названием и указанием его номера и части издания. К каждому тому был выпущен отдельный выпуск объяснительного текста, составленного Иваном Михайловичем Снегирёвым и Александром Фомичом Вельтманом. Тщательная методическая подготовка издания, талантливая работа художника, великолепное полиграфическое исполнение, актуальность и новизна были высоко оценены современниками. Уже в XIX веке полные экземпляры томов с текстами описаний стали библиографической редкостью. Позднее Фёдор Григорьевич Солнцев подготовил новые материалы, которые были изданы как продолжение, уже в годы правления Александра II.
Конечно, не все из представленных в «Древностях» предметов, строго говоря, являются формальными государственными символами. Но определённо — они были знаковыми памятниками прошлого для современников XIX века и остаются значимыми памятниками эпохи и сегодня. Специалисты отмечают, что «Древности» оказали огромное влияние на развитие русского стиля, стали бесценным источником изучения культуры и быта Допетровской Руси, из которого черпают вдохновение уже не первое столетие исследователи и художники.
По материалам сайта rsl.ru