«Союз молодежи» как начало русского авангарда
В Корпусе Бенуа Русского музея открылась выставка петербургского общества художников «Союз молодежи». На ней можно увидеть более 250 живописных и графических работ, а также редкие архивные материалы из собрания Русского музея, частных коллекций, собраний музеев России, Латвии и Армении.
На «Союз молодежи» непременно надо идти, чтобы убедиться — русский авангард начинался в Петербурге, за полтора года до знаменитого московского «Бубнового валета». «Союз молодежи» объединял свыше 80 художников. Меценатом был Левкий Жевержеев — фабрикант и библиофил, основатель Музея театрального и музыкального искусства в Петербурге. Ему будет суждено умереть в блокадном Ленинграде в 1942 году.
Художника Павла Филонова знают все, даже далекие от искусства люди, а вот имя Ольги Розановой — в основном, специалисты. Выставка в Корпусе Бенуа открывается именно ее картинами. У Ольги был уникальный колористический талант, и именно ей принадлежит один из шедевров беспредметной живописи — знаменитая «Зеленая полоса». В этом же зале разместился Филонов — его «Пир королей», «Головы», «Мужчина и женщина». Розанова и Филонов вошли в число основателей «Союза молодежи» в 1909 году.
Следующий зал выставки посвящен творчеству Михаила Матюшина и Елены Гуро — единомышленников и супругов. Рано умершая от лейкоза Елена Гуро — лирическая и нежная, не только художник, но и поэт и прозаик. Среди ее текстов — «Небесные верблюжата»: «Только юности хочу я поклоняться, только юности. Вы скажите про бурю, чтобы не выросли дети, ничего не слыхав про бурю…».
Дом Михаила Матюшина и Елены Гуро на Петроградской стороне — сохранившийся деревянный особняк — ныне Музей петербургского авангарда. Матюшин — не только художник, но и музыкант, композитор. Автор футуристической оперы «Победа над Солнцем» в постановке Велимира Хлебникова и Алексея Крученых, прославлявшей Казимира Малевича. Именно во время ее исполнения впервые был явлен публике ставший ныне легендарным «Черный квадрат».
Целый зал посвящен Иосифу Школьнику — театральному художнику, графику, живописцу, а по совместительству — секретарю «Союза молодежи». Именно он вел всю бухгалтерию выставок. Вплоть до чаевых швейцару и денег на дрова и гвозди. Его художественное наследие до сих пор остается малоизученным, поэтому спешите увидеть 12 картин Иосифа Школьника здесь, в Корпусе Бенуа.
В следующем зале среди картин представлен портрет молодого темноволосого мужчины с четкими и тонкими чертами лица — автопортрет Савелия Шлейфера, созданный в 1910 году и ныне хранящийся в Русском музее. Уроженец Одессы, учившийся в Петербурге и Париже, Шлейфер был одним из основателей «Союза молодежи», ярким и интересным художником. Он навсегда уедет из России в 1927 году, поселится в столь любимом им Париже, а в 1943-м погибнет в Освенциме.
Также здесь можно увидеть работы первого председателя «Союза молодежи» — петербургского немца, профессионального юриста Эдуарда Спандикова. Он обеспечивал и правовую поддержку «Союза молодежи». Картины этих и других художников представлены в четвертом зале выставки. Экспозицию ярким аккордом завершают работы Казимира Малевича, Натальи Гончаровой, Михаила Ларионова, Владимира и Давида Бурлюков.
По материалам сайта mr-7.ru