Специалисты Эрмитажа обучили уральских реставраторов искусству кройки и шитья
Сотрудники Эрмитажа провели в Екатеринбурге мастер-класс по реставрации книжных раритетов. Слушателями стали реставраторы книг из библиотек и музеев Челябинска, Тобольска, Свердловской области - со всего УрФО.
- Втыкаем иголку, вытягиваем нитку с большим запасом, оставляем хвостик… Подтянули? Теперь нить перекручиваем вперед, берем вторую иголку, делаем прокол и петельку вокруг нитки…
Два десятка человек собрались вокруг большого стола, заваленного коробками с нитками, игольницами, ножницами вперемешку со старинными книгами. Сбоку - химический шкаф, где только что варили клей и парили бумагу. А сейчас ученики старательно втыкают иглы в картонку и оставляют хвостики из ниток. Так в Свердловском краеведческом музее проходит мастер-класс петербургских реставраторов.
- Наша работа ручная и неспешная. И реставрацию не освоить по статьям или обучающему видео: просто смотреть недостаточно, надо прочувствовать весь процесс руками, - рассказывает заведующая реставрационной мастерской краеведческого музея Марина Тропина. - Вот почему для нас важно перенимать опыт выдающихся специалистов.
Реставратор книг - профессия редчайшая, она требует умения работать не только с бумагой и кожей, но и с другими материалами, так как переплеты книг украшали металлическими деталями, стеклом, камнями, гипсовыми фрагментами. Реставратор отчасти должен быть биологом - бороться с грибами и плесенью, с разными букашками, которые с удовольствием поедают книги. Чемпион на этом пиру - кожеед музейный, за ним с небольшим отрывом следуют хлебные точильщики, притворяшки и сахарные жемчужницы. Искореняют их современными химическими средствами.
- В той или иной мере весь фонд редкой книги нуждается в заботе реставраторов - просто потому, что книги неновые: где-то требуется консервация, где-то более серьезный "ремонт", - говорит главный хранитель музея Татьяна Шершнева. - Сохранение книжного фонда - довольно трудоемкая задача, связанная с поддержанием температурного (20-21 градус) и влажностного режима (45-50 процентов). А главным врагом книги остается грязь: на некоторых страницах, которым по 200-300 лет, ее толщина может достигать миллиметра. При этом наша обязанность - не только хранить книги, но и создавать условия для работы исследователей. Библиотека Татищева очень востребована у ученых, так что нужен компромисс между стремлением сохранить памятник и обеспечить к нему доступ. Для работы с книгами, изданными до середины XIX века, обязательно выдаем белые перчатки.
Каждый редкий музейный фолиант требует индивидуального подхода, у каждого свои проблемы. Как единодушно заявляют специалисты, наиболее уязвимая часть книги - это переплет, который защищает страницы от любых внешних воздействий. А в переплете наибольшую нагрузку испытывает корешок: за него берутся читатели, снимая книги с полок, его повреждают, даже просто открывая первую страницу. Обрыв корешка - самая распространенная "травма", с которой приходится иметь дело книжным докторам. Именно этой наболевшей теме посвятили свой мастер-класс эрмитажные реставраторы: они обучали искусству плести каптал - нитяной элемент переплета, с помощью которого книжный блок крепится к переплетным крышкам. Рассказали о типах капталов - роскошном византийском и более скромном западноевропейском.
В Екатеринбурге специалистов по переплету можно пересчитать по пальцам: их в общем-то двое - в областной библиотеке имени Белинского и в археографической лаборатории УрФУ. В библиотечном отделе редкой книги 100 тысяч книжных памятников (от XVII века), их опекают пять реставраторов.
- Это шанс перенять ценный опыт, познакомиться с новыми технологиями, - оценивает мастер-класс заведующая реставрационным отделом Вера Овчинникова. - Как и при реставрации любого памятника, нам приходится решать нелегкую задачу - не привнести в книгу ничего нового, сделать вмешательство обратимым. Поэтому в процессе работы я не столько думаю о мастере, создавшем книгу, сколько вспоминаю предыдущего реставратора. В XIX веке принцип невмешательства был не в чести: книги спокойно переплетали заново. Надо сделать так, чтобы через 200 лет следующий реставратор нас не проклинал.
Фонд университетской археографической лаборатории, сформированный в учебных экспедициях, - 6,5 тысячи единиц хранения, из них 3,5 тысячи - рукописные, остальные - старопечатные издания. По словам специалистов, "неотложная помощь" этим книгам оказана, консервацию они прошли, а работы по "лечению" хватит примерно десяти поколениям реставраторов. Сейчас "лекарь" в лаборатории один - Надежда Щербакова, мастер на все руки, специалист и по бумаге, и по переплетам. Общение с петербуржцами, возможно, даст старт ее будущей научной работе.
- Старообрядческие книжные памятники, которые у нас хранятся, созданы в крайне консервативной традиции. Это касается оформления, печати, типа переплета, типа каптала, - рассказывает Надежда. - Старообрядцы использовали византийский каптал, появившийся в XI веке. И сейчас в общинах с некоторыми вариациями воспроизводят технологию тысячелетней давности. К сожалению, эту тему никто не изучал, а сопоставить византийскую традицию и современные приемы было бы чрезвычайно интересно. Но это дело не быстрое - материал нужно изучать годами…
По материалам сайта rg.ru