Сталин и Пастернак. Писатель Наталья Громова рассказала о сложных отношениях поэта и вождя

26 сентября в Переделкино в доме-музее Б.Л. Пастернака ведущий научный сотрудник ГЛМ, известный историк и писатель Наталья Громова провела «Неотменяемую экскурсию».

В прошлую пятницу Наталья Александровна говорила о взаимоотношениях Бориса Пастернака и Сталина. Свой рассказ она начала с анализа статьи Троцкого «Литература и революция», в которой писатели делились на попутчиков революции и экспериментаторов, ставших вскоре врагами советской власти. В число первых вошли Михаил Булгаков, Алексей Толстой и Борис Пастернак. Борис Леонидович в конце 1920-х начале 1930-х годов был абсолютно лоялен советской власти и предсказуем в своих произведениях и поступках. Он придерживался пушкинской традиции: разговора поэта с царем-батюшкой, пытаясь объяснить власти как надо управлять страной. Поэтому, наверное, с подачи Бухарина Сталин и обратил на него внимание. Тогда же в начале 1930-х годов Пастернак написал стихотворение «Художники», где Сталин упоминается. В 1934 году вождь позвонил Пастернаку на дачу с вопросом о том, как Пастернак относится к творчеству Мандельштама. Существует множество версий этого разговора, но все они сходятся в том, что вождь пытался узнать мнение Бориса Леонидовича об уже арестованном в то время поэте. Пастернак не смог дать однозначного ответа и предложил Сталину поговорить о жизни и смерти. Громова ссылается здесь на книгу Бенедикта Сарнова «Сталин и писатели». Пастернак, по ее словам, не видел тогда в Сталине тирана, для него он -масштабная фигура, которая сломало тогдашнее мироустройство. Но в то же время Пастернак в 1936-1937 годах начал ощущать себя фигурой, которой власть играет и пытался сделать все, что бы ей не быть. Так он не подписал ни одного из расстрельных списков, которые ему приносили в годы политических репрессий.

Громова задается вопросом о том, почему Пастернак во время сталинских репрессии не был арестован и предполагает, что поэт «расплачивался» за это в дальнейшем своим творчеством. Например, ему пришлось, по выражению Горького, наступить на горло собственной песне и написать стихи по заказу власти, в которых восхвалялся Сталин. Речь идет о строчках: «Мне по душе строптивый норов» и другом стихотворении «Я понял: все живо». Специалистам сразу видно, что эти слова Пастернак писал под давлением, не свойственным ему газетным ритмом.

Совсем другими становятся отношения Сталина и Пастернака после Великой Отечественной войны. Вождь в это время уже на диалог с писателями уже не идет. Да и Пастернак стал по-другому смотреть на Сталина, его иллюзии о вожде растворились в прошлом. Тем не менее, после смерти Сталина в марте 1953 года Пастернак написал в письме к Фадееву о том, что закончилось время человека, ставшего символом целой эпохи, и он прощается с ним со слезами на глазах.

 

По материалам сайта goslitmuz.ru

 

« Назад