«Святая» библиотека «чешского Сиона»
Начиналось всё так: после паломничества в Святую Землю в 1138 году оломоуцким епископом Йиндржихом Здиком овладела страстная мечта основать в Праге обитель монашествующих каноников. В этом деле его горячо поддержали пражские коллеги по епископальной кафедре Ян и Отто, а также государи чешские: сначала князь Собеслав II, а после его смерти — доросший до короля Владислав II вместе с супругой Гертрудой. Тогда ещё смелый Здик не знал, что дело его будет не только жить в веках, но и активно сеять разумное, доброе, вечное посредством одной из самых мощных в Центральной Европе монастырских библиотек. Пусть на её теле оставили глубокие шрамы и гуситские войны, и Тридцатилетняя война, и обстрел французскими солдатами, окопавшимися в монастырском саду в 1742 году, и штурм Праги прусской армией. Но войны и солдаты ушли в небытие — а оплот знаний живёт.
Разумеется, сначала чешским католикам пришлось на ровном месте создавать непосредственно сам Страговский монастырь, ныне относящийся к числу самых известных пражских памятников истории и архитектуры. Владислав II сделал щедрый жест: подарил основанную обитель ордену премонстратов (впоследствии очень близких к иезуитам).
В 1143 году сюда прибыли старшие товарищи – премонстраты из рейнского Штейнфельда, ставшие ядром зарождающейся монашеской общины; закипела организационно-творческая религиозная работа. Так, с Божьей и немецкой помощью, вскорости возник монастырь (кстати, один из самых древних премонстратских в мире), который, надо полагать, уже навсегда вошёл в анналы чешской истории.
Во времена своего возникновения страговская обитель была, очевидно, более обширным архитектурным комплексом, нежели соседний ареал Пражского Града. Королевская цитадель была еще одноэтажной — а на Страгове уже возвышались двух-трехэтажные постройки. В одной из них и разместилась жемчужина монастыря — библиотека.
Поскольку дело было более 870 лет тому назад, несмотря на существование в самом старом «слое» библиотеки нескольких романских костёлов, нельзя однозначно говорить о сознательном и связном архитектурном развитии всего комплекса. Но можно с известной долей определённости констатировать, что происхождение книжного фонда относится ко времени основания монастыря. Так уж исторически сложилось, что в древности Страговский монастырь стал центром образования Чехии, а его библиотека принадлежала к числу крупнейших в мире. До Александрийской ей было, конечно, далеко, ну, да ведь чехи никогда и не стремились к мегаломании империализма… А чтобы убедиться в этом самостоятельно, приобретайте самые выгодные горящие путевки в чехию и как говорится, вперед, к познанию древней истории по фолиантам библиотеки Страговского монастыря.
Стихиям и варварам вопреки
В течение столетий по монастырю и его библиотеке наносили мощные удары всяческие катастрофы, серьёзно нарушавшие плавное развитие комплекса. На месте первоначальных романских строений, которые окончательно сгорели во время пожара в 1258 году, было построено раннеготическое здание, которое с тех пор надолго стало неотъемлемой частью пражской панорамы. Огонь был не единственным врагом: обитель в 1278 и 1306 годах дотла разграбили иностранные войска.
В середине 14-го века король Карл IV в ходе строительства городских укреплений присоединил изолированно стоявший монастырь к пражским районам. А уже в 1420 году оплот католиков опустошили пражские гуситские радикалы; во время же последующих религиозных войн монахи его и вовсе покинули от греха подальше. Можно сказать, что после гуситской эры значение монастыря неуклонно и катастрофически снижалось. Но через 150 лет, в течение которых обитель буквально сражалась за выживание и существование, на должность аббата был избран будущий пражский архиепископ Ян Логелиус (1586-1612), который поднял с колен не только монастырь, но и систему знаменитого страговского образования. А в 1627 году его преемник Кашпар Квестенберг перенёс останки основателя ордена святого Норберта из Магдебурга на Страгов. Битва за возрождение была выиграна. Святой Норберт стал одним из чешских патронов, а Страгов, между прочим, и этим шагом добыл себе особое место среди остальных премонстратских монастырей.
Ближе к середине XVII века библиотека, казалось бы, окончательно возродилась из пепла межконфессиональной розни: её собрания насчитывали уже более 3000 томов. В документах того времени страговское книгохранилище вновь упоминалось как богатое и многочисленное. Оно неуклонно прирастало за счет многочисленных завещаний монастырю, а также путем целенаправленной закупки книг за границей. Но не успела библиотека развернуться во всю ширь — как тут же получила новый удар ниже пояса. На амбициозных устремлениях аббата Квестенберга и продолжателей его дела по созданию супербиблиотеки временно поставило крест вторжение в Чехию шведских войск генерала Кёнигсмарка в 1648 году. Северные опустошители к середине года, захватив часть Праги, подвергли столицу королевства тотальному разграблению, которое коснулось и книжных фондов Страгова. На 26 кораблях с сокровищами, ушедших на север, находились и 19 ящиков с монастырскими книгами. Библиотечные сокровища Страгова осели в Упсале и Стокгольме. Учитывая знаменитую шведскую аккуратность, можно было предположить, что скандинавы вымели всё под завязку. Но они явно недооценили славянскую изобретательность страговских монахов: несмотря на недостаток времени, те успели спрятать значительную часть библиотеки, сделав ход конём — раздав книги на хранение горожанам победнее.
Полностью статью можно прочитать в журнале ЧЕХИЯ-панорама №1 (30) — 2011
По материалам сайта czpanorama.ru