Тонкости книжной иллюстрации – в московском Манеже
Тонкости книжной иллюстрации раскрывают две новые выставки, которые открылись в московском Манеже. На одной из них представлены работы знаменитого русского писателя и художника XX века Алексея Ремизова. Она получила название «Возвращение»: графика, коллажи, рукописные альбомы выставляются впервые. Другая выставка продолжает проект «Книга художника» - экспозиция показывает разные взгляды живописцев на гомеровскую «Одиссею».
«Одиссея» Гомера вдохновляла на создание иллюстраций таких разных художников, как Андре Массон и Ханс Эрни, Анри Матисс и Марк Шагал. Сравнивать и сопоставлять эти графические произведения в одном выставочном пространстве – настоящая роскошь. Эрни придерживается классического стиля, отдавая дань традиции изображения древнегреческих богов и героев. Массон представляет персонажей поэмы в свойственной ему сюрреалистической манере. На контрасте – легкий, красочный цикл литографий Марка Шагала.
«Что замечательно, Шагал, в качестве фронтисписа, открывает своим портретом, сделанным со скульптурой Гомера, необычное вхождение в Одиссею, здесь много образов, которые перешли в древнегреческую поэму из каких-то витебских воспоминаний Шагала», - рассказывает коллекционер, куратор проекта Борис Фридман.
Еще одна версия «Одиссеи» в работах Матисса. Он выполнил шесть офортов в 34-м году. Самое интересное, что это произошло случайно, он принялся делать иллюстрации к «Улиссу» Джойса, а в итоге нарисовал гомеровскую историю, которую впервые показывают в России.
«Очень интересно, что в подготовительных рисунках не один образ - ни мужской, ни женский не имеют лица, хотя в подготовительных рисунках они все прорисованы, то есть, как бы акцент сделан на композиции», - рассказывает коллекционер, куратор проекта Борис Фридман.
Впервые на родину привезли и эту часть парижского архива яркого мастера русского авангарда Алексея Ремизова. Его слово всегда шло бок обок с графическими образами. Ремизов иллюстрировал свои сказки и другие произведения, объединял созданное в альбомы. В экспозицию вошли коллажи и личные вещи из кабинета писателя, а также около 140 графических работ. Среди них листы из альбома «Мертвые души».
«Он считал себя полноправным наследником именно Гоголя», - рассказывает сотрудник Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН Алла Грачева.
Выставка книжных иллюстраций наглядно демонстрирует, что текст – не только источник знания, но и вдохновения.
По материалам сайта ТК «Культура»