Традиционное китайское книжное искусство

3 апреля в Центре восточной литературы открылась выставка «Традиционное китайское книжное искусство». Разделы выставки показывают историю появления и трансформации китайской книги.

История китайской книги − это история изобретений и сохранения традиций. Истоки её теряются в глубине веков, а география её распространения выходит далеко за пределы Китая. В Китае были изобретены бумага и книгопечатание, в XI веке появился наборный шрифт. В Китае создавались книги на камне, бамбуке, дереве и шёлке. Выставка в Центре восточной литературы дает возможность проследить развитие китайской книги с древних времён до начала XX века.

Книги до изобретения бумаги

Экспозицию открывают исследования, посвящённые древнейшим книгам на деревянных дощечках.

Древнейшие китайские книги были написаны на бамбуковых планках и на деревянных дощечках. Когда появилась первая такая книга − неизвестно, но археологические находки свидетельствуют, что их история насчитывает более тысячелетия. Книги делали из древесины сосны, ивы, тополя и других деревьев. Дощечки соединяли шнурком или ремнём, сворачивали и хранили в свитках.

Книги на шёлке (они имели форму свитков) появились, по мнению исследователей, не позднее VII−VI веков до нашей эры.

Изобретение бумаги

Слава изобретателя бумаги принадлежит чиновнику по имени Цай Лунь (ум. 121). Об этом событии упоминается в книге «История Поздней династии Хань» (первая половина V века): «С древних времен для письма использовались бамбуковые дощечки, а если материал для письма был из шёлка, то его называли бумагой. Шёлк дорогой, а дощечки тяжёлые и неудобные. Лунь придумал использовать для производства бумаги кору деревьев, лубяные культуры, старые тряпки и рыболовные сети... С тех пор нет никого, кто не использовал бы этот рецепт».

Книги на камне

Что может быть долговечнее и надежнее камня? Высеченный на камне текст не боится времени и не может быть изменён. Поэтому в тех случаях, когда нужно было изготовить книгу для всего народа и на все века, использовали камень.

В истории китайской книги есть несколько «каменных изданий». Их задачей было донести до народа истинные канонические тексты, не содержащие ошибок, следовательно, не допускающие неправильных толкований и ересей.

Впервые такое издание вышло в свет в 175−180 годах. В столице империи Хань − Лояне − были воздвигнуты стелы с исправленными текстами конфуцианских канонов. Из исторических источников известно, что это привело к «пробкам»: так много желающих снять копии съехалось в столицу.

Ученые подсчитали, что за всю историю Китая было осуществлено не менее семи «каменных» изданий конфуцианских канонов, последнее − в период с 1791 по 1794 г.

Изобретение ксилографии

Ксилография − техника печати с использованием деревянной доски, на поверхности которой вырезается текст или изображение в зеркальном отражении. Ксилография впервые появилась в Китае. Точное время изобретения её неизвестно. Древнейшие сохранившиеся образцы ксилографческих текстов датируются рубежом VII и VIII веков.

На выставке представлены факсимильные копии ксилографов разных эпох. Среди них издания произведений науки, искусства и художественной литературы.

Изобретение цветной ксилографии

Техника ксилографии постоянно совершенствовалась. В 1341 году была напечатана самая ранняя из сохранившихся до наших дней книг с двухцветным текстом − «Алмазная сутра» с комментариями. Текст сутры напечатан красным, а текст комментариев − чёрным цветом. В экспозиции представлена факсимильная копия этого издания.

Первые попытки передать цвет в печатных изданиях относятся к значительно более раннему периоду, чем середина XIV века. Самые ранние образцы представляют собой напечатанные чёрно-белые изображения, раскрашенные от руки. Более поздние − оттиски с одной доски, разные части которой одновременно покрывались красками разного цвета. И, наконец, в эпоху Мин (1368−1644) техника цветной ксилографии достигла своей вершины.

На выставке демонстрируется книга из многотомного учебного пособия «Слово о живописи из Сада с горчичное зерно», работа над которым велась с 1679 по 1701 годы.

Это учебное пособие по живописи содержит многочисленные иллюстрации в технике цветной ксилографии. Представленный в экспозиции том посвящён пейзажу.

Изобретение наборного (подвижнóго) шрифта

Наборный (иначе − подвижнóй) шрифт был изобретен в XI в. простолюдином по имени Би Шэн (ум. 1052), который работал гравёром в городах Нанкине и Ханчжоу. Литеры первого в мире наборного шрифта были из глины. К сожалению, ни книги, напечатанные Би Шэном, ни его литеры не сохранились.

В 1297 году в уезде Цзиндэ (провинция Аньхой) чиновник по имени Ван Чжэнь изготовил наборную кассу, состоявшую более чем из тридцати тысяч деревянных литер. Они были расположены в традиционном для китайской лексикографии порядке − по рифмам (каждому китайскому иероглифу соответствует слог).

В XIII веке был изобретён металлический (оловянный) шрифт.

В конце XV века началось распространение бронзового шрифта. Постепенно развиваясь, эта техника достигла своего расцвета в эпоху Цин. В 1726 году императорская печатня Уиндянь, расположенная в Запретном городе, издала 5020-томную энциклопедию «Полное собрание текстов древних и новых с иллюстрациями к ним». Для этого беспрецедентного по своим масштабам (и до сих пор не превзойденного) печатного издания были отлиты два бронзовых шрифта (крупный и мелкий), всего 250 тысяч литер. В Центре восточной литературы хранится часть этого издания; несколько томов представлены на выставке.

Рукописи

Высочайший уровень развития книгопечатания и многообразие технологий не привели к утрате рукописных традиций. Рукописи продолжали создаваться и в XIX веке.

Тысячелетие спустя после изобретения ксилографии, в XVIII веке, был осуществлён грандиозный проект. По повелению императора Цяньлуна (1711−1799) была собрана библиотека «Полное собрание книг по четырём разделам». В неё вошли 3462 произведения (всего более 36 тысяч томов). Более 3800 каллиграфов работали над переписыванием книг. Библиотеку скопировали в семи экземплярах. Четыре экземпляра были предназначены для императорских дворцов и три − для публичных библиотек. На выставке можно увидеть факсимильные копии рукописей из императорских библиотек.

 

По материалам сайта rsl.ru

 

« Назад