Творческая встреча с Борисом Трофимовым

25 февраля 2017 года в 16:00 в Ивановском зале РГБ выставке «Книга глазами дизайнера» состоится творческая встреча с Борисом Трофимовым, известным книжным дизайнером.

Борис Владимирович Трофимов — один из самых титулованных и самых уважаемых в профессиональном сообществе участников выставки. «Живой классик», — говорят о нём коллеги. Родился он 14 января 1940 года в Москве. В 1967 году окончил Московский полиграфический институт.

Член художественного совета Творческой мастерской прикладной графики Комбината графических искусств Художественного фонда РСФСР (1980—1988). Академик-учредитель (1992), президент (1995—1997), вице-президент (1997—1999) Академии графического дизайна. Почётный член Международной ассоциации Brno Biennale, Ассоциации дизайнеров-графиков Буэнос-Айреса. Член Московского союза художников и Союза дизайнеров России.

Один из основателей Высшей академической школы графического дизайна и руководитель авторских творческих мастерских (с 1996 года). С 2012 года в московском Институте бизнеса и дизайна действует Мастерская Бориса Трофимова. Председатель отборочного комитета Московской международной биеннале графического дизайна «Золотая пчела» (2004, 2006, 2008, 2010, 2012). Член жюри профессиональных конкурсов в России и за рубежом. Организатор или куратор многочисленных выставок и конкурсов. Список наград впечатляет. Кстати, одна из них — за пиктограммы к Олимпиаде-80.

Книги, созданные Борисом Трофимовым, есть в каждом доме, где ценят искусство: он сотрудничал с издательствами «Искусство», «Изобразительное искусство», «Наука», «Книга», «Детская литература», «Просвещение», «Проект ОГИ», «Вагриус», «Астрель», «Эксмо», «Галарт», «Мемориал».

Произведения Бориса Владимировича находятся в собраниях Третьяковской галереи, Российской государственной библиотеки, Государственного литературного музея (Москва), Моравской художественной галереи (Брно, Чехия), Национального центра искусства и культуры Жоржа Помпиду (Париж, Франция), Тюменского музея изобразительных искусств.

А вот что Борис Владимирович говорит о значении посещения Российской государственной библиотеки:

«Если говорить про "Ленинку", то эти залы выстроены специально под библиотеку и уже вырывают вас из сегодняшней Москвы: за окнами Кремль, купола колокольни Ивана Великого, на столах уютный свет от кабинетных ламп. Отрыв от реального мира и погружение в пространство книги дают невероятно цельное впечатление. Поэтому таким спросом пользуются воркшопы, где по-настоящему можно всё прочувствовать. В библиотеке вы реально узнаете книгу. Все фактуры, потёртости времени, вы погрузились в эпоху, вы и эпоха, личное. Очень личное».

Для экспозиции раритетной части выставки из фондов РГБ Борис Владимирович выбрал издания XVIII—XX веков:

  • Эпиталамы на иностранных языках. — Парма : Королевская типография, 1775.
  • Апостол. — Москва : Типография Ивана Фёдорова и Петра Тимофеева Мстиславца, 1564.
  • Трактат «Псахим» Вавилонского Талмуда. — Вильна : Типография вдовы и братьев Ромм, 1886.
  • А. А. Левенсон. Товарищество скоропечатни: Исторический очерк и описание мастерских 1881—1903. — Москва : Типография Левенсон, 1903.
  • Эль Лисицкий. Супрематический сказ про два квадрата. В 6 постройках. — Берлин : Скифы, 1922.

Для второй части экспозиции выставки в качестве главной книги Борис Трофимов выбрал свой альбом «Век русского книжного искусства» (Москва: Вагриус, 2005). Этот альманах даёт полномасштабное представление об искусстве отечественной книги ХХ века. Альбом объединяет два основных направления книжного дизайна — иллюстрацию и декоративно-шрифтовую графику. В нём представлены около 350 мастеров книжной иллюстрации. Их работы сгруппированы по стилистическим направлениям так, чтобы весь альбом представлял собой стройную последовательность эпох, стилей и художественных техник.

В РГБ эта великолепная книга оцифрована (доступна в электронном каталоге). Но лучше приходите к нам на выставку «Книга глазами дизайнера» и восхититесь ей и другими работами Бориса Трофимова, среди которых:

  • Век русского книжного искусства. XX век. — Москва : Вагриус, 2005. — (Альбом).
  • Творчество и быт ГУЛАГа. — Москва : Звенья, 1998. — (Каталог музейного собрания Общества «Мемориал»).
  • Свешников Борис Петрович. Лагерные рисунки. — Москва : Звенья, 2000. — (Альбом).
  • Художники Большого театра. 255 лет со дня основания Большого театра :
    Т. 1. — Москва : 2001. — (Каталог).
  • Мироносицы в эпоху ГУЛАГа: 1918—1932. — Нижний Новгород : Изд-во Братства во имя св. Александра Невского, 2004.
  • Жан-Луи Коэн. Ле Корбюзье и мистика СССР. Теории и проекты для Москвы, 1928—1936. — Москва : Арт-Волхонка, 2012.
  • Maxim. Voznesensky. — 2012. — (Каталог).
  • Гоголь. Тургенев. Достоевский. Когда изображение служит слову. — Москва : Бослен, 2014. — (Альбом, серия «Писатели рисуют»).
  • Теккерей, Лир, Киплинг, Честертон. Палитра талантов английских писателей. — Москва : Бослен, 2015. — (Альбом, серия «Писатели рисуют»).
  • Искусство автографа. Инскрипты писателей и художников в частных собраниях российских библиофилов : Т. 1. — Москва : Бослен, 2015.
  • Олег Евгеньевич Григорьев. Бежали и падали. — Москва : РИПОЛ классик, 2015. — (Сборник стихов, серия «Новая классика»).
  • Лена Элтанг. Камчатка, полночь. — Москва : РИПОЛ классик, 2015. — (Сборник стихов, серия «Новая классика»).
  • Анатолий Генрихович Найман. Подношение Гале. — Москва : РИПОЛ классик, 2015. — (Сборник стихотворений, серия «Новая классика»).
  • Юрий Рост. Рэгтайм : Т. 1. — Москва : Бослен, 2016.

 

По материалам сайта РГБ

 

« Назад