У дороги чибис

Писателя Лесника, который рассказывал о природе и животных, звали Евгений Дубровский. Он родился в Рыбинске в 1870 году в семье военного врача. Однако писать книги Евгений Васильевич начал далеко не сразу.

Сначала он закончил Санкт-Петербургский университет и стал юристом. Но его работа в Министерстве земледелия лишь косвенно была связана с природой, к которой он так тянулся. Да и сотрудничество с газетой «Новое время», хотя и позволяло ему пробовать себя в журналистике, делать материалы про лес и охоту, но не давало в полной мере раскрыть свои способности.

В 1914 году Дубровский всё бросил, уехал на Урал, стал работать там лесничим, а потом плотогоном и дровосеком. И только в 54-летнем возрасте он вернулся в Ленинград, чтобы взять псевдоним Лесник и начать наконец по-настоящему писать о животных и о природе, вкладывая свой опыт, знания и душу в рассказы о том, что знал не понаслышке.

Рассказы Лесника печатались в журналах «Чиж» и «Ёж», затем стали выходить его отдельные книги для детей — «Аквариум», «Лесной разведчик», «Тетеревёнок-великан», «Болотные птицы», «Все собаки» и многие другие. Всего Дубровский написал около сорока книг, из них 30 — детские.

Какие же детские книжки без иллюстраций? Истории про птиц, кроликов, медведей, белок и куропаток сопровождались замечательными рисунками, которые нравились детям и тогда, и сейчас, спустя почти сто лет. На обложках многих книг написано имя художника — Н. Коган. Это имя выводит нас к ещё одной истории, казалось бы, совершенно не связанной с природой.

Если имя Лесника знали немногие, то Нина Осиповна Коган была известна. Она сотрудничала с художниками-авангардистами, дружила с Марком Шагалом, была ученицей Казимира Малевича, преподавала в Витебском художественном училище, которое он возглавлял. Изучив метод супрематизма, она в 1920 году поставила «Супрематический балет» — совершенно необычное театральное действо.

Афиша звучала так: «Впервые в мире. Участвуют 15 фигур. Танцы за ненадобностью отсутствуют». Танцев действительно не было. По сцене статисты перемещали геометрические фигуры. Их порядок, как и декорации, был строго продуман и определён Ниной Осиповной, чтобы показать трансформацию форм и линий. Балет имел большой успех.

После Витебска Нина Коган супрематизмом больше не занималась. С 1926 года жила в Ленинграде, участвовала в художественных выставках и сотрудничала с Детским государственным издательством — Детгизом, иллюстрировала детские книги Благининой, Бианки и Лесника.

И Евгений Дубровский, и Нина Коган погибли во время блокады Ленинграда. Погиб и весь архив писателя.  Но книги остались, их читали дети в ХХ веке, их читают и сейчас.

Добрые рассказы с нежными акварельными рисунками оцифрованы и доступны на сайте Российской государственной библиотеки.

 

По материалам сайта rsl.ru

 

« Назад