В фонде IN ARTIBUS открылась выставка «От моря до моря»
Пройти «От моря до моря» можно на выставке в здании фонда IN ARTIBUS. На ней представили работы Татьяны Мавриной. Экспозицию из 150-ти полотен собрали по «географическому принципу». Она охватывает почти все этапы творческого пути мастера. Юлия Кундрюкова расскажет подробнее.
Татьяна Маврина о путешествиях мечтала с раннего детства. Будущая художница слушала рассказы отца о дальних дорогах, освоении Севера и ярких приключениях. Но за долгую жизнь увидела не так уж и много. Название выставки – «От моря до моря» – это компактно сформулированный маршрут.
«Вся ее творческая жизнь, она укладывается в два путешествия самостоятельных. То есть, первое путешествие – на север Кольского полуострова, на биостанцию в 25 году. И в 76-м году она ездила в Афины получать золотую медаль Ханса Кристиана Андерсена, и, значит, вот это южное Средиземное море она тоже посетила», – рассказал наследник авторских прав на произведения Татьяны Мавриной, коллекционер Александр Шелудченко.
Но главной темой выставки стали её путешествия по Центральной России. Вместе с мужем они отправлялись по городам и деревням. Татьяна Маврина делала зарисовки, помечая на листе каким именно цветом потом оживлять картину, и дописывала работы уже вернувшись домой. Училась Маврина у Роберта Фалька и входила в группу «13». Их главной особенностью была любовь к живому рисунку, который делался с натуры: быстро, документально. А в сороковые годы художница обратилась к сложному архитектурному пейзажу. Изменился и метод работы: не с натуры, а по памяти.
«Мне очень близка привязанность Мавриной к маленьким волжским городкам, к колориту городецкой росписи, ее любовь к старомосковским переулкам и декоративный почерк поздних лет», – рассказала основатель IN ARTIBUS foundation, коллекционер Инна Баженова.
На этой выставке – работы из девяти собраний частных коллекционеров. В том числе из коллекции Михаила Сеславинского. Он заинтересовался работами Мавриной как художника-иллюстратора детских книг, но потом открыл для себя ее картины о военной Москве.
«И вот она, получив специальное разрешение московского военного коменданта, ходила по улицам Москвы и зарисовывала, глядя с улицы и из окна соседнего подъезда, храмы во всей их красе», – говорит председатель Совета Национального союза библиофилов Михаил Сеславинский.
В этих документальных работах Татьяна Маврина запечатлела военную Москву так, будто это было мирное время. Тихие улочки, старинные храмы, неспешно гуляющие люди. За свою жизнь она написала сотни работ, трудилась в общей сложности около семидесяти лет и почти каждый день. Особенно любила зиму, посвящала картины поэтам – вот строки из стихотворения Блока. И в каждой работе – любовь к родным российским городам, которые со временем неизбежно меняются. И многое можно увидеть теперь только на ее картинах.
По материалам сайта smotrim.ru