В Лондоне открывается выставка о русском авангардном театре
Выставка, посвященная истории русского авангардного театра, откроется в субботу в лондонском музее Виктории и Альберта.
"Сейчас, в период политической напряженности, мы особенно хотели провести эту выставку. В такие времена, как сейчас, важно задуматься о дальнейших действиях, подумать, как сделать свое будущее лучше. Об этом думали и художники-авангардисты, и это так же актуально и сегодня. Я очень буду рад, если британская молодежь узнает больше о России", — рассказал глава театрального департамента музея Джеффри Марш.
Выставка "Русский авангардный театр: война, революция и дизайн" организована музеем Виктории и Альберта совместно с московским Театральным музеем имени Бахрушина при поддержке министерства культуры РФ.
На выставке представлено более 150 работ самых знаменитых русских художников, многие произведения выставляются в Великобритании впервые. Среди экспонатов — модели декораций, эскизы костюмов, изображения театральных сцен таких авторов, как Казимир Малевич, Александр Родченко, Владимир Татлин, Александра Экстер, Любовь Попова и Варвара Степанова.
"Первой особенностью этого периода русской культуры — с 1913 по 1933 годы — было то, что все великие художники работали для театра, поэтому все представленные здесь произведения — исключительно высокого качества. Вторая особенность, уникальная для русской культуры — женщины абсолютно равны с мужчинами. Если вы не знаете, что то или иное произведение создано женщиной, вы никогда не угадаете пол автора", — сказал журналистам князь Никита Лобанов-Ростовский, экспонаты из коллекции которого также представлены на выставке.
Важное место в экспозиции занимают скетчи и литографии Малевича к знаменитой футуристической опере "Победа над солнцем", премьера которой состоялась в Санкт-Петербурге в 1913 году. Фоном для одной из сцен оперы был большой черно-белый квадрат, разделенный по диагонали, предвосхитивший появление самой знаменитой работы художника — "Черного квадрата". Дизайны костюмов к опере также можно увидеть среди экспонатов — работая над ними, Малевич как бы воссоздавал заново человеческую фигуру.
Геометрические формы и яркие цвета характерны для работ Татлина, в первую очередь, для костюмов к пьесе "Мы", впоследствии запрещенной.
Декорации Любови Поповой к пьесам, которые ставил Всеволод Мейерхольд, стали фоном для экспериментов режиссера, создателя теории биомеханики, то есть приоритета жеста и движения перед психологизмом.
На выставке представлены и театральные декорации, созданные знаменитым кинорежиссером Сергеем Эйзенштейном, заслуги которого в театральной сфере обычно забываются. Эскизы костюмов и декораций для постановки "Макбета" 1921 года напоминают о роли Эйзенштейна в театре.
"У меня сегодня возникло неожиданное ощущение от этого красного цвета стен выставки, придуманного замечательным театральным художником Сергеем Бархиным, что это громадное красное сердце, которое вдруг запульсировало в центре Лондона. Оно наполняет всех нас какой-то огромной энергией, которая объединяет трагические обстоятельства нашей истории и большую надежду на светлое будущее. Именно художники, которые нашли свою сферу деятельности в русском театре, наиболее ярко и точно выразили состояние человеческой цивилизации в начале XX века", — отметил генеральный директор музея Бахрушина Дмитрий Родионов.
"Надеюсь, что совместные проекты музея Бахрушина с музеем Виктории и Альберта продолжатся, может быть, даже в ближайшем будущем", — добавил он.
Выставка "Русский авангардный театр: война, революция и дизайн" продлится до 25 января 2015 года.
По материалам сайта ТК «Культура»