В Москве открылась выставка фотографий из архива ТАСС
Репортажная фотография – особый жанр. Тот, кто держит в руках камеру, должен обладать обострённым чутьём – способностью почувствовать и поймать момент. Ведь часто у фотографа есть только один шанс, чтобы сделать единственный кадр и передать в нём как можно больше – характер, ситуацию, место, настроение, наконец. Именно так работали мастера ТАСС. Выставка снимков к 110-летию ведущего информационного агентства представлена в Центре фотографии имени братьев Люмьер.
Русский XX век – в 80 репортажных фотографиях. Николай Второй с ранеными. Позже большевики старались скрыть факт – император все личные деньги пожертвовал на содержание госпиталей. Редкий кадр: наследник с дядькой, он – из казаков. Григорий Распутин, Лев Толстой, Ленин с Крупской. Отбор снимков для этой экспозиции стал целым исследованием.
«Критерии отбора были самые жесткие, самые современные, мы не делали скидок на то, что они были сделаны давно. Мы старались, чтобы эти фотографии отвечали самым современным изобразительным требованиям. Но и содержание тоже важно», – говорит главный редактор «Фотохроники» ТАСС Юрий Дьяконов.
Тут только те, что одновременно – и документ, и этюд. Эталон репортажной фотографии, в которой есть место для фантазии и интерпретации зрителя – Валерий Генде-Роте.
«Делая подобные снимки тогда, в 61-м году, он, конечно, опережал время. Его не понимали с этими фотографиями, потому что совсем другие акценты были: свобода взгляда, юмор, необычность фактуры. И даже необычная политическая трактовка сюжета. Я не уверен, что эти снимки были опубликованы», – рассказывает Юрий Дьяконов.
Политический репортаж в XX веке – особый жанр. Высший пилотаж – в официальном формате суметь показать живых людей, реальные эмоции. Владимир Мусаэлян – личный фотограф Брежнева – учился у тех, кто снимал Ленина и Сталина. На этом редком кадре – Брежнев, Андропов, Черненко. Фотограф смог добиться того, что его не стеснялись – не замечали.
«Это – комната отдыха в Кремлевском дворце съездов. Во время перерыва торжественного заседания члены политбюро собрались, обсуждали какие-то вопросы. Конечно, вход был у меня одного, я мог туда попасть. Я не бегал, не суетился, я все рассчитывал. Здесь главное все считать – как математика. Нужно знать артикуляцию губ человека, надо знать поворот», – вспоминает фотограф Владимир Мусаэльян.
В пространстве выставки – движение вглубь истории. Космос, война, коллективизация, изъятие церковных ценностей. Время многое изменило в восприятии этих кадров. В XXI веке мы уже знаем, чем обернулись запечатленные в XX веке сюжеты.
Никто не возьмется сказать – сколько миллионов кадров сделано в ТАСС. Это и история фотографии, и судьба страны и личный ежедневный выбор каждого художника.
«ТАСС – это в любом случае идеологическая машина. И фотография ее отражает. Но надо не забывать, что все те люди, которые в нем трудились и трудятся – это самостоятельные идеологические единицы. Они делали очень много, и делали не только для того, чтобы попасть в ленту ТАСС. Поэтому здесь есть разные фотографии, которые попадали в ленты и просто сдавались в архивы ТАСС. И в этом есть огромнейший плюс. Это история страны», – поясняет основатель и куратор Центра фотографии имени братьев Люмьер Наталья Григорьева-Литвинская.
Отдельный снимок – остановленное мгновенье. Архив фотографа – субъективный взгляд на период. ТАСС создал фотолетопись XX века.
По материалам сайта tvkultura.ru