В Музее Москвы открылась выставка к 100-летию ВХУТЕМАС

К 100-летию Высших художественно-технических мастерских Музей Москвы подготовил масштабную экспозицию, посвященную истории этого творческого института. ВХУТЕМАС считается школой авангарда, где проводились интереснейшие эксперименты.

ВХУТЕМАС появился после революции и стал платформой нового художественного образования. Студенты могли выбирать преподавателей и активно участвовали в составлении учебной программы. В атмосфере свободы в одних мастерских развивался авангард, в других – неоклассика.

«ВХУТЕМАС становится тем питательным бульоном, в котором формируется новая культура и новое искусство. Потому что бок о бок работают просто абсолютно разные художественные объединения, группировки», – говорит куратор выставки Александра Селиванова.

На факультете живописи один из учеников Роберта Фалька – Арон Ржезников – создал группу против своего же учителя. На вопрос Фалька – почему бы не перейти в мастерскую к другому преподавателю – он ответил, что с остальными он не согласен вообще ни в чем. Такое право голоса было у всех студентов, но строго после второго курса. До того, как разойтись по факультетам, все студенты два года изучали одни и те же дисциплины: графика, пространство, объем и цвет. Это упражнение в изучении объема восстановили по фотографиям.

«Студентам нужно было создать абстрактную композицию на тему веса, массы, динамики или, наоборот, статики», – пояснила Александра Селиванова.

Факультет архитектуры начинался с неоклассиков – было создано первое академическое отделение. Это дипломные работы учеников Ивана Желтовского – классическая архитектурная композиция. Но позже на факультете появились мастерские авангардистов. Этот макет – диплом Георгия Крутикова, ученика Николая Ладовского. Проект «Летающий город» – о том, как будут выглядеть жилые кварталы на околоземной орбите.

«Вертикальные башни – это жилые ячейки. Внизу – общественный блок со всеми необходимыми для жизни функциями. Между отдельными башнями жители бы перемещались в закрытых стеклянных капсулах», – рассказал куратор раздела выставки «Архфак» Илья Лапин.

Если на архитектурном факультете шли от классики к авангарду, то на полиграфическом – наоборот. С первых лет здесь велась негласная борьба конструктивисткой иллюстрации с неокласской, как в работах студента Георгия Ечеистова. Сначала – абсолютный конструктивизм, а ближе к концу – совсем другие шрифты и графика. После расформирования ВХУТЕМАСа целые десятилетия его наследие было практически под запретом.

«Выпускники ВХУТЕМАСа не говорили о том, что они вышли из ВХУТЕМАСа. Но при этом не очевидное наследие ВХУТЕМАСа, на самом деле, отразилось существенно в образовательных программах наших ведущих художественных вузов», – отметила генеральный директор Музея Москвы Анна Трапкова.

Все факультеты – живопись, скульптура, текстильный, типографский, архитектурный – стали отдельными вузами. Кураторы, подготовив эту выставку, пришли к одному выводу – объединение было более продуктивным, чем разъединение. И выставка может стать не только наглядным рассказом о том, как был устроен ВХУТЕМАС, но и примером фундаментального образования, которое породило мастеров, опередивших время.

 

По материалам сайта tvkultura.ru

 

« Назад