В Петербурге опубликовали рукопись неизвестного крестьянского поэта о Первой мировой войне
В Петербурге на научной конференции «Образ Первой мировой войны в русской литературе и фольклоре» представили книгу стихов ранее неизвестного поэта Григория Кругова, служившего санитаром на Первой мировой войне. По мнению научного сотрудника Пушкинского Дома (Институт русской литературы РАН) Глеба Маркелова, сборник крестьянского поэта-самоучки можно поставить в один ряд со знаменитой «Книгой про бойца» Александра Твардовского.
«Образ Василия Теркина создавался Твардовским спустя двадцать с лишним лет после «Песен» Григория Кругова, и ни о какой текстуальной зависимости речи здесь быть не может. Скорее всего, можно говорить об угаданной обоими авторами общей частушечной форме стиха, внятной русскому читателю», - сказал Маркелов корр. ТАСС.
Сочинение Григория Кругова впервые опубликовано в сборнике «Первая мировая война в устном и письменном творчестве русских крестьян. Новые материалы из фондов Пушкинского Дома», который издан тиражом в 500 экземпляров и представлен в понедельник на конференции в Пушкинском Доме.
Рукопись Маркелов нашел в одном из букинистических магазинов, откуда она была выкуплена и передана в Древлехранилище Пушкинского Дома. Находка «представляет собой переплетенный фолиант размером 33,8 на 21,5 см, содержащий ровно 500 листов, заполненных стихотворными строками с обеих сторон. Аккуратный скорописный почерк с писарскими завитками выдает профессиональный навык автора. Листы прошиты суровыми нитками, собраны в тетрадях по восемь листов», - рассказал он.
Исследователь установил, что сборник никогда не публиковался. «Ярославская земля в XIX веке подарила России несколько замечательных крестьянских авторов: Ивана Сурикова, книжника-сочинителя и краеведа А. Я. Артынова, но ни сам Григорий Кругов, ни его книга до сих пор не были отмечены в отечественных исследованиях, - сказал Маркелов. - А между тем, перед нами предстает несомненно одаренный человек, знакомый поверхностно с русской поэзией и профессиональной литературой, не получивший в свое время даже школьного образования».
Все 97 глав в книжке Григория Кругова созданы в общем стиле, и это единство формы, по мнению исследователя, свидетельствует о четко продуманном замысле. Конструкцию стихотворной строки Кругов заимствовал у народного жанра - частушки. «Краткий подвижной четырехдольник деревенской частушки Кругов использовал в эпическом стихотворном повествовании. Его стихотворные строки легко читаются, даже поются, несмотря на многочисленные просторечные и диалектные включения», - отметил литературовед.
По материалам сайта itar-tass.com