В России отметили День архивов
Накануне в нашей стране отмечался День архивов и архивариусов. Праздник современный, отмечается с начала нынешнего тысячелетия, но сама дата, вернее история архивного дела в России уходит корнями еще в Петровскую эпоху.
Об архивах и архивных работниках люди вспоминают ведь не часто, когда в королевствах всё спокойно. А вот в пору великих потрясений архивы и архивариусы становятся крайне востребованы, иногда жизненно необходимы.
«Человек нашел случайно на улице в лесопосадках коробку с кинопленкой, в которой находились торжества в Нижнем Новгороде 1916 года. Город отмечал 300-летие со дня смерти Минина, и он к нам попал в год 400-летия со дня смерти Минина. Эти съемки оператора Владимирского, эти пленки занесены в каталоги, но считались утраченными еще до революции. И вот вдруг они нашлись», - вспоминает заместитель директора Центрального государственного архива кинофотодокументов Римма Моисеева.
300 метров пленки было склеено, архивисты почти не надеялись ее реанимировать. Тем не менее, 3,5 минуты спасти удалось. Вернула ее к жизни в том числе реставрационная машина АН-2 или Аннушка, как ласково называют ее специалисты. Аннушку очень берегут, второй такой в мире нет.
«Затираются и удаляются мелкие царапины. То есть изображение становится более четким. Это собственная разработка, таких машин больше нет. В Белых Столбах только есть, они сделали ее аналогично нашей и так же берегут, как и мы», - делится заместитель начальника отдела реставрации Светлана Деева.
Видеохранилище занимает 9 этажей здания, но часть пленки хранят практически в бункере, под землей.
Самое ценное в архиве хранится на глубине 5 метров под землей. Это нитрохранилище. Вдоль длинных коридоров - боксы, в которых десятки тысяч пленок. Состав материала горючий, потому и температура в хранилище близка к нулевой. Здесь хранятся только оригиналы. Кино начала XX века и современное. Например, «Съезд хирургов в Ленинграде, 1920 год».
Архив в Красногорске - одно из старейших и самых крупных хранилищ мира. Кинодокументов здесь 400 тысяч, а фотодокументов - полтора миллиона.
Лидия Упит – главная и самая преданная хранительница фотоархива. Она не изменяет своей первой записи в трудовой книжке уже полвека.
«Такой формат на стекле, оригинальные негативы, начала позапрошлого века, сейчас посмотрим – Николай II, Севастополь, 1913 год», - читает она.
Редкие стеклянные негативы начала XX века, а также более поздние на 35 миллиметровой пленке – их тысячами в советские годы в архив сдавали ТАСС, агентство печати «Новости», редакции журналов и газет. Сейчас чаще всего уникальные кино- и фотодокументы поступают от частных лиц. Эти снимки легендарного фотокорреспондента Евгения Халдея в прошлом году передала в Красногорский архив кино фото документов его дочь.
«У нас уже были на хранении такие документы - более тысячи, а сейчас собрание пополнилось еще двумя тысячами. И таким образом, мы являемся обладателями самой крупной коллекции документов прославленного фотокорреспондента», - делится заместитель директора Центрального государственного архива кинофотодокументов Римма Моисеева.
Увидеть редкие кадры может каждый. Но в основном, в архив приходят историки, режиссеры документального кино.
«Не первый раз работаю в этом архиве, не первая моя картина, и каждый раз это какое-то волшебство, потому что одно дело, когда смотришь на своих героев и видишь их на фотографиях, и совсем другое, когда перед тобой проходят живые люди. Сейчас смотрю кадры хроники,где запечатлены празднования 220-летия Полтавской битвы. Это 1909 год», - делится впечатлениями режиссер Роман Волков.
Вот первая киносъемка в России - коронация Николая II, а это первое заседание Государственной думы. Снято благодаря прекрасной люстре в Таврическом дворце.
Переносить редкие кадры на цифру архив пока не планирует. Пленка надежнее, тем более, что именно она была свидетелем истории.
По материалам сайта tvkultura.ru