В Русском музее выставили 600 малоизвестных работ крупнейших русских художников

Знакомые имена, незнакомые работы. В Русском музее открылась выставка «Три петербургские коллекции». Среди экспонатов – произведения великих художников, которые широкая публика не видела.

Кустодиев, Серов, Малевич, Айвазовский, Брюллов ‒ 600 экспонатов. И практически каждый холст – откровение. Эти шедевры кисти крупнейших русских художников выставляют впервые. Заместитель директора по научной работе Государственного Русского музея Евгения Петрова отметила: «Таких произведений ‒ большинство. Из того, что увидит зритель, в этой выставке, я думаю, они увидят в первый раз. Кое-что они, возможно, видели на наших выставках ‒ Григорьева, Петрова-Водкина и то не все».

Все картины – жемчужины трех частных коллекций. На расстоянии в считанные сантиметры – «Гибралтар ночью» Ивана Айвазовского или «Подсолнухи под окном» Льва Бакста. В тесном соседстве Борис Кустодиев подглядывает за «Парой на свидании». А вот еще один неповторимый «Закат» только уже Ивана Билибина.

Реализм соседствует с авангардом. Графика с живописью. Разные стили, разные техники, где на одной стене ‒ акварели с натурщицами, а возле уже тематический уголок соцреализма. Доярки, труженики полей, рабочие на заводах. Мотивы старых советских плакатов только ‒ на холсте. За рекордными урожаями, надоями и приплодом наблюдает акварельный Ленин кисти Юрия Анненкова.

«Удивляет таким сюжетом. Но, на самом деле, это характерно уже для 30-х годов с борьбой за повышение удоев, за рождаемость поросят. Потому что это очень важный момент», ‒ пояснил ведущий научный сотрудник Государственного Русского музея Владимир Круглов.

А этих художников не жаловала советская власть. Владимир Круглов уточнил: «Здесь много Фалька: портрет его последней жены, работы 14-го года».

Фальк, Лебедев, Альтман. Коллекционера ‒ отца Владимира Палеева – словно тянуло к тем, кого вычеркнули из официальной истории отечественного искусства. Когда-то эти картины считались безыдейными и враждебными народу. По этому холсту искусствоведы сразу угадают автора. «Голова Христа» – зрелая работа. А эта картина просто так не выдаст мастера ‒ раннее творчество художника. В стиле еще читается почерк учителя. Коллекционер Владимир Палеев объяснил: «Здесь вообще чувствуется влияние Серова, очень сильное, 1902-й год. Он ее делал в мастерской Валентина Серова».

Коллекционеры предоставили свои шедевры Русскому музею до 10 июня. Так что у любителей живописи есть целых два месяца чтобы заглянуть в глаза Зинаиде Серебряковой, оценить красоту женщин Бориса Кустодиева и рассмотреть акварели Марка Шагала.

 

По материалам сайта tvkultura.ru

 

« Назад