В Симферополе хранится неизученный дневник Петра Первого
В фондах симферопольской научной библиотеки «Таврика» хранится редчайший старинный рукописный журнал.
Он содержит информацию о путешествии российского императора Петра Первого в Западную Европу, предпринятое им в самом конце XVII века.
То самое Великое посольство, после которого император, вдохновившись западными достижениями и порядками, начал перестраивать жизнь своей страны на заграничный лад.
«История появления в нашей библиотеке этой рукописи, полное название которой — «Журнал его императорского величества государя Петра Великого самодержца всероссийского сочиненный во время присутствия в иностранных государствах», покрыта тайной, — рассказала «Вестям» сотрудник научной библиотеки «Таврика» Марина Гаврилюк. — Когда, как и откуда она появилась — неизвестно. Есть только предположение, что это произошло после революции, когда создавалась библиотека и в ее фонды были включены собрания из нескольких крымских книжных коллекций, как государственных, так и частных».
Ни слова о Крыме
При этом рукопись интересна не только фактическим материалом, который в ней изложен, но и тем, что этот литературный артефакт никто до сих пор подробно не изучал.
«Журнал не содержит информации о Крыме, поэтому местным исследователям он не слишком интересен и десятилетиями лежит почти не расшифрованный, хотя аналогов ему на полуострове нет,— продолжает Марина Гаврилюк. — Но небольшая работа с ним все же была. И можно точно сказать: писал журнал не сам Петр Первый, но составлялся кем-то под его диктовку. Я имею в виду, конечно, оригинальный дневник, а тот, что у нас — более поздняя копия. Кто сделал эту копию неизвестно, ведь нигде в рукописи нет на это даже намека».
О том, что переписывался журнал в более позднее время, чем события, изложенные в нем, можно судить, например, из обозначения года, указанного в самом начале повествования: 1698. Дата обозначена по европейскому календарю, введенному Петром Первым с 1700 года, а до этого в России пользовались византийской традицией, разнящейся с европейской в несколько тысяч лет и ведущей летоисчисление не от рождества Христова, а от сотворения мира. Соответственно, если бы рукопись была современна событиям, описанным в ней, то и год должен был стоять «византийский», 7206.
Портрет императора
«Выполнена рукопись черными чернилами, пером, на дорогой гербовой бумаге с водяными знаками, — уверяют сотрудники библиотеки. — Но бумага, увы, подверглась когда-то сильному влиянию сырости и фрагменты некоторых листов утрачены. Примечательно, что в переносах слов со строки на строку каких-либо правил нет. Нет и пунктуации. Лишь в конце абзацев вместо точки пишется запятая или штрих, склоненный вправо. Также стоит отметить: написано не всегда грамотно — даже среди переписчиков книг в то время были не совсем образованные люди. Зато здесь мы имеем прекрасный образец разговорного русского языка, каким он был в конце XVII века».
Графическое исполнение текста соответствует давно исчезнувшим прописным нормам, поэтому человеку, не знакомому с правилами дешифровки старинных рукописей, сложно понять, что же написано в дневнике. Однако для специалиста особых трудностей не возникнет — написаны все шесть десятков страниц почти без исправлений. «Было бы кому этим заниматься», — добавляют сотрудники «Таврики».
Впрочем, некоторую работу, как уже было сказано выше, с документом провели, и вполне можно озвучить не только его общий смысл, но и конкретные фрагменты текста. «Журнал рассказывает о событиях нескольких месяцев путешествия, — говорит Марина Гаврилюк. — О том, что интересного он увидел, с кем встречался, как был устроен быт. И при детальном изучении можно, к примеру, составить довольно подробный психологический портрет этого человека, может быть даже узнать особенности, которые до сих пор неизвестны исследователям личности императора».
Мы приведем несколько фрагментов текста (на основе подобной, но во многих деталях не совпадающей рукописи, хранящейся в Госархиве Рязанской области - Авт.), которые удалось «расшифровать», вместе с оригинальными словами, оборотами речи и оригинальной же пунктуацией. Вернее, почти полным ее отсутствием.
Легендарное путешествие
Начинается журнал с описания начала путешествия, стартовавшего из Москвы и пути, которым Петр Первый добрался в Европу.
«Шествие было из Москвы 1698 майя в 11 день чрез Клин Торжок Великий Нов град в Нарву. Из Нарвы июня 6-го кораблем в Любек из Любека в Гамбург».
Далее описываются встречи с послами разных государств, решивших выразить почтение российскому самодержцу.
«В Гагу приехали нас было 50 корет. Пред коретою пажей было десять человек на всех алые кафтаны с круживами серебреными а четыре карлы были в бархатных кафтанах. На другой день был у нас брандебурской посол в четырех коретах был посол аглинской в девяти коретах. На третей день дацкой посол был со многими девицами зело нарядны и гишпанский посол был в дватцати коретах».
Рассказывает император и о священных для христианина местах, где удалось побывать: «В Ыталии тюрму видел в которой сидел апостол Петр земляная окошко вверху и железа которыми он закован был». При этом, видимо, не обошлось и без знакомства с теми, кого современный человек назвал бы мошенником: «Был у торговца у которого собраны разные денги и среди их сребряницы за которых Хрстос от Иуды продан весом каждая осьми копеек русских а печать на них на одной стороне персона человческая а на другой лилия».
Но особенно много внимания уделено тому, что видел Петр Первый в Голландии, в частности в Амстердаме. Среди впечатлений есть истинно туристические: «На ярмарке тут видел слона которой играл на трубе по туретcки стрелял из мушкета и имеет симпатию с сабакою. Видел мужика без рук которой в карты играл из мушкета стрелял сам у себя бороду брил и зубами рюмку пил и шпагами в стену бросал. Был на дворе на котором собраны разныя птицы и видел птицу превеликую бес крыл и перья бутто сщетина тут же ворон тремя языками говорит».
Публичный дом и Кунсткамера
Есть и впечатления, которые представляют интерес для человека, интересующегося прогрессом науки: «Трубку зрительную видел чрез которую смотрят на месяц и звезды а мерою та трубка сажен десеть. Там же и стекло чрез которое можно разстопить серебро и железо тем же стеклом топили камень крепкой ис того камня выжгли хрусталь и тем хрусталем резали стекла бутто алмазом».
Не обошлось и без знакомства с праздностью: «В Амстердаме устроены домы где собираются по всякой вечер девицы и музыка непрестанно играет и охотники приходят и кто которую девицу полюбит то взявши за руку иттить с ней в особливую камору или к ней в дом начевать без всякаго опасения потому что те домы нарочно устроены и пошлины платят в ратушу а нозывают те домы шпильгоус».
Есть и описание визита в анатомический кабинет, под впечатлением которого император впоследствии основал знаменитую Санкт-Петербургскую Кунсткамеру — первый официальный музей России: «У доктора видел анатомию кости жилы мозг сердце человческои и лехкое подобное тряпице старой и как зачинается дитя видел и пятдесят телес младенческих в спиртусах нетленны. В спиртусах же лягушки и рыбы разныя зело дивныя и коркодилы и змеи с ногами и змеи о двух головах. Тут же жуки предивныя и бабочки великое собрание зело исправно».
По материалам сайта vesti.ua
Комментарий члена НСБ Р.А. Лизогубова:
Замечание можно сделать о бумаге, которая описывается в статье и представлена на фотографиях. По этим фотографиям видно, что бумага рукописи произведена на бумажной фабрике Афанасия Гончарова. Скорее всего время изготовления бумаги - середина XVIII века. Это не гербовая бумага (этот термин используется для особого типа бумаги), более того, бумага Гончарова - одна из самых распространенных в то время и, конечно же такая бумага была не «дорогой», а самой обычной.