В таинственном «манускрипте Войнича» найдено скрытое послание

Код Войнича в «Святом Граале» исторической криптографии может быть расшифрова

«Туринская плащаница» в книге, знаменитый «манускрипт Войнича» 15-о века считается самым загадочным из когда-либо найденных текстов, который на протяжении столетия сопротивляется любым попыткам себя расшифровать. Все дело в том, что похожей как в манускрипте письменности более нигде не встречается. Помимо бесчисленных попыток декодирования, было предпринято более 25 попыток анализа текста лучшими умами планеты, которые также не увенчались успехом. Это привело некоторых к заключению, что манускрипт, возможно, является всего лишь изощрённым розыгрышем. Ведь даже картинки в этом "средневековом" манускрипте - головоломки. Можно допускать, что эта книга — типичная для 20 столетия культурологическая игра. Но ученые подозревают, что манускрипт Войнича - «история, которую, вероятно, мы никогда не узнаем».

Новое исследование, опубликованное в журнале «Plos One», предполагает, что манускрипт действительно содержит в себе некое послание и возможно был написан именно с целью скрыть важную информацию. Главный вывод исследователей: «текст написан на искусственном языке, имеющем чёткую логическую структуру».

Книга объёмом в 240 страниц, которая написана неизвестным языком, и имеет множество иллюстраций, изображающих астрономические, биологические, космологические, ботанические и фармацевтические темы, была обнаружена в 1912 году американским поляком Уилфридом М. Войничем. Библиофил и собиратель исторических манускриптов из Каунаса (ныне Литва) был мужем известной писательницы Этель Лилиан Войнич, автора известного в СССР романа «Овод» про восстание итальянцев против австрийских захватчиков).

Множественные исследования показали, что неизвестный язык манускрипта, хранящегося в настоящее время в Библиотеке редких книг Бейнеке Йельского университета. имеет сходства с существующими языками, а последние результаты подкрепляют гипотезу, что в тексте действительно есть осмысленные слова и сообщения.

Физик-теоретик Марцело Монтемарро из Университета Манчестера, Британия, потратил на анализ лингвистических паттернов манускрипта много лет и уверен, что приблизился к разгадке его тайн. С помощью компьютерного статистического метода для исследования паттернов расположения слов, доктор Мантемарро и его коллеги нашли свидетельства, что содержащие некоторый смысл слова встречаются в кластерах текста, где они необходимы как часть написанного сообщения. Более или менее, построенная семантическая сеть показывает, что связанные слова имеют общие структурные свойства – а это является паттерном, который наблюдается в известных языках.

По мнению доктора Монтемарро эти паттерны подтверждают, что манускрипт Войнича не является розыгрышем. «Теперь манускрипт не так легко отмести как бессмысленный набор слов, поскольку он демонстрирует значительную лингвистическую структурированность», говорит он. Маловероятно, что эти паттерны были сознательно включены в текст как часть розыгрыша, поскольку знаний о подобных лингвистических структурах во времена создания манускрипта не существовало.

Что же касается значения текста, то оно пока остаётся нераскрытым. По мнению Крейга Бауера, автора книги «Секретная история: История криптологии», манускрипт может содержать некой важное сообщение. Изначально доктор Бауер полагал манускрипт Войнича розыгрышем, но последние находки заставили его изменить свою точку зрения, и теперь он и доктор Монтемарро сходны в своей позиции: «За манускриптом действительно стоит некая история, которую мы, возможно, никогда не узнаем».

Между тем, скептиков открытия Монтемурро не переубедили. «Итальяшка не сказал ничего нового, — говорит Гордон Рагг, профессор из Кильского университета (Британия). — Подобное сходство статистических характеристик, но не подобие в принципе, замечено уже давненько». Рагг уверяет, что любой текст-мистификацию, подчиняющийся законам нормального языка, без проблем можно составить, не придавая ему никакого особого смысла. Более того, он даже изобрел такой текст, нечто вроде войничевской «глокой куздры», которая некогда «штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка».

Манускрипт Войнича был явлен публике в эпоху великих научных фальсификаций — в первую четверть 20 столетия. На сегодняшний день к великим историческим фальсификациям предположительно относят фестский диск, пильтдаунский черп и некоторые другие странные открытия. Многие подозревали и самого Войнича в том, что он сфабриковал манускрипт. Как торговец старинными книгами, он мог обладать необходимыми знаниями и умениями, а «потерянная книга» Бэкона могла иметь высокую стоимость. Последние исследования отбрасывают эту гипотезу. Но быть может эта книга — типичная для 20 столетия культурологическая игра. Не удивительно, что если выяснится, что эта, предположительно, мистификация была создана бывшим революционным подпольщиком, любителем шифровок и женатым человеком, вынужденным искать в США средства к существованию. Однако, возможно, «Манускрипт Войнича» был создан и самым первым его владельцем или по его заказу: им был Георг Бареш (Georg Baresch), алхимик, живший в Праге в начале XVII века. Для алхимиков подобные манускрипты не были такой уж диковинкой, это было скорее их культурологической игрой.

Влияние на попкульт

Имеется несколько примеров того, что манускрипт Войнича повлиял, по крайней мере косвенно, на некоторые образцы массовой культуры. К примеру, этот документ вдохновил итальянского архитектора и промышленного дизайнера Луиджи Серафини на создание книги Codex Seraphinianus. Эта книга объёмом 360 страниц является энциклопедией вымышленного мира, написанной на «неизвестном языке» и содержит сюрреалистические, яркие иллюстрации.

В творчестве Говарда Лавкрафта есть книга «Некрономикон». Несмотря на то, что Лавкрафт, скорее всего, не знал о существовании манускрипта Войнича, Колин Уилсон (англ. Colin Wilson) опубликовал в 1969 году рассказ «Возвращение Лоигора», где персонаж открывает, что манускрипт Войнича — это незавершённый «Некрономикон».

Современный композитор Ханспетер Кибурц (Hanspeter Kyburz) написал небольшое музыкальное произведение, основанное на манускрипте Войнича, прочитав его часть как музыкальную партитуру.

В фантастическом романе Дэна Симмонса «Олимп» (2007) французский учёный Анри Делакур создает первый работоспособный образец машины времени, основанный на технологии пузыря Алькубьерре, чтобы перенестись в 1478 г. и встретиться с создателем манускрипта Войнича. Эксперимент выходит из-под контроля, и ложный вакуум, вырвавшийся за пределы силового кокона машины, начинает разрушать все вокруг.

Рисунки и шрифт, напоминающие манускрипт Войнича, можно наблюдать в фильме «Индиана Джонс и последний крестовый поход» (англ. Indiana Jones and the Last Crusade).

Сюжет «Il Romanzo Di Nostradamus» Валерио Еванджелисти (Valerio Evangelisti) представляет манускрипт Войнича как сочинение адептов чёрной магии, с которой известный французский астролог Нострадамус боролся всю жизнь.

В компьютерной игре в стиле квест «Сломанный меч 3: Спящий дракон» (англ. Broken Sword III: The Sleeping Dragon) издателя DreamCatcher текст манускрипта Войнича расшифровывает хакер, которого затем убивают неотамплиеры, потому что манускрипт содержит информацию о местах на земле, которые имеют «геомантическую энергию».

В стрипе «Voynich Manuscript» (перевод) веб-комикса xkcd манускрипт оказывается руководством настольной ролевой игры.

Манускрипт Войнича играет ключевую роль в романе «После Исхода» Гарри Веда. Оказывается, Манускрипт это ключ к путешествиям во времени.

 

По материалам сайта mk.ru

 

« Назад