Впечатления участника открытия юбилейной выставки И.К. Айвазовского в Государственной Третьяковской Галерее 29 июля 2016 года

Накануне Дня Военно-морского флота России, 29 июля 2016 года в выставочном павильоне на Крымском Валу, в 4 часа по полудни, Третьяковская галерея открыла выставку весьма популярного у современных российских любителей живописи художника — Ивана Константиновича Айвазовского (1817–1900). Он утвердил для русского искусства жанр морского пейзажа и своим титаническим трудом смог превратить его в важнейшее явление в изобразительном искусстве середины — второй половины XIX века.

Воплощение цветом и игрой света изменчивой подвижной жизни моря от рассвета до заката – главная сторона полотен мариниста Айвазовского. От этой базы очевидный и ожидаемый переход в другую ипостась марин художника – мощь океанской волны, безудержность стихий, отражение противоборство человека с беспощадным роком, олицетворенного вздымающимися морскими валами. И пик его творчества, знаменитый на весь мир «Девятый вал», написанный Айвазовским в 1850 году.

Удостаивая Ивана Айвазовского званием профессора Академии художеств, было подчеркнуто – «профессор по морским видам». И этим все сказано. Он - первый живописец Главного Морского штаба, написавший более 6 000 картин, большинство из которых признаны шедеврами русской живописи XIX века. Никаких подтверждений этому явлению не требуется, вот уже в трёх веках.

Можно утверждать – гениальность и уникальная самобытность мариниста Айвазовского постоянно закономерно проявляются. Свидетельство тому, и эта грандиозная выставка в Москве, на которую представили свои картины 17 музеев и нескольких частных коллекционеров!

Айвазовский прожил жизнь длиною почти в век. Армянский мальчик из провинциальной Феодосии впитал в себя русскую культуру, став одним из ярких ее представителей. Родился Иван Константинович 17 июля 1817 года (выставка официально приурочена к 200-летнему юбилею). Шестнадцати лет от роду, в августе 1833 года, И. Айвазовский прибыл в Санкт-Петербург и Президент Академии художеств А.Н. Оленин определил его на обучение «казенным пансионером». Первая же его отмеченная картина носила символическое для маринистки название: «этюд воздуха над морем». В 1836 году он проходил стажировку на кораблях Балтийского флота. Под командованием контр-адмирала Ф.П. Литке – воспитателя Великого князя Константина Николаевича, он участвовал в плаваниях по Финскому заливу и Балтийскому морю. Он набирался не только творческих впечатлений, но и знаний по архитектуре кораблей, их парусному и артиллерийскому вооружению.

В 1838 году он окончил Академию художеств с золотой медалью за картину «Большой рейд в Кронштадте» (холст, масло, 71,5х93,0см. Государственный Русский музей).

В течение жизни Айвазовский участвовал более чем в 120 выставках, свыше 60 из которых были персональными. Они открывались как в России, так и во многих городах Европы и Америки. Но самой грандиозной выставкой Айвазовского стала эта Московская, масштабная монографическая выставка мастера в экспозицию которой отобрано и помещено около 120 живописных работ и 55 рисунков и акварелей.

Третьяковская галерея предложила взглянуть на Айвазовского по-новому, с целью изменить отношение к его наследию, открыть поклонникам в его произведениях новые смыслы, сбить некий снобизм в отношении к нему у профессионального сообщества художников и искусствоведов: Айвазовский представлен не только художником искренних чувств, романтических эмоций, но и философом символических обобщений и глубоких идей.

Построение выставки в пространстве павильона, под стать морской тематике, решено «галсами»: по замыслу строителей зритель должен следовать зигзагообразными курсами от раздела к разделу, где представлены образцы творчества Айвазовского-мариниста, баталиста, графика. Экспозиция строится по тематическим разделам.

Раздел «Морские симфонии» представляет основные темы марин Айвазовского — от штиля к урагану, при разном освещении в разное время суток. И здесь надо отметить, что самое грандиозное полотно выставки «Девятый вал» Ивана Айвазовского, впервые после блокады Ленинграда покинувшее стены Русского музея, стало заложником этой красивой «курсовой» идеи. Тот эффект ощущения поднимающейся и захлестывающей тебя волны, от которого, стоя перед картиной в зале Русского музея, робели даже бывалые «морские волки» как-то ушло зрительным восприятием сжатости выставочного пространства «короткого галса». Но восприятие гениально выраженной художником проявлении отчаянной воли к спасению, красоты волны и абсолютно живого моря в «Девятом вале» осталось, благодаря созданной возможности близости полотна к зрителю.

Здесь же и грандиозное полотно «Волна» (1889, холст, масло, 304х505см, ГРМ), а также привезенное из Феодосии гигантская картина-панно «От штиля к урагану» (1895, холст, масло, 213х713см, ФКГА), на которой Айвазовский изобразил все состояния морских стихий.

К числу открытий выставки можно отнести и представленную после проведенной реставрации крупную картину «У берегов Кавказа» (1885, холст, масло 149х223см, ГТГ), никогда ранее не экспонировавшуюся.

Раздел «Художник Главного морского штаба» включает исполненные по заказу императора и Морского министерства виды русских приморских городов и портов, изображения главных морских сражений русского флота. Известно, что особой привязанностью мариниста Айвазовского были парусные корабли. Это стало особенно заметно в конце XIX века, когда закончилась эпоха парусного флота и на смену им пришли пароходы с железными корпусами, трубами и дымом. Ну, явно, в своей неказистости (на сленге русских моряков «утюги»), они явно уступали белокрылым парусникам! Художник продолжал рисовать их по памяти, или просто отражал на полотне пустынное море.

Среди представленных батальных полотен и любимая мной картина «Десант Раевского», написанной Айвазовским по впечатлениям личного участия в походе на кораблях эскадры Черноморского флота к кавказскому побережью. Стоит только представить себе что где-то там, за пороховым дымом имеет свою позицию 44-пушечный фрегат «Браилов» которым командует Ф.Ф. Матюшкин. У генерала Н.Н. Раевского-мл. в это время адъютантом служил Левушка Пушкин. Интересно, что высадкой этого десанта руководил начальник штаба отдельного пехотного Кавказского корпуса еще один лицеист, генерал-лейтенант В.Д. Вольховский.

А3 Рис.1 «Десант Раевского». 1839, холст, масло, 66х97см. СОХМ.

 

У него в корпусе служили подполковник морской инженерной службы К.К. Данзас, а также, только что вернувший себе чин офицера декабрист и писатель А. Бестужев-Марлинский.

И всё же было заметно, что главное внимание посетителей вернисажа в этом разделе было приковано к картинам «Синопский бой», (1853, холст, масло, 223х331см. ЦВММ) и «Бриг «Меркурий» после победы над турецкими кораблями встречается с русской эскадрой», (1848, холст, масло.123,5х190см, ГРМ), отражающие из героические эпохи славных побед русского флота в борьбе на море с турками. Что поделаешь – тема этого противостояния и в XXI веке не утратила свою актуальность.

Раздел «Между Феодосией и Петербургом», как утверждает куратор выставки Галина Чурак, должен был дать представление о географии поездок И.К. Айвазовского между Феодосией и Петербургом, поэтому в нем представлены «сухопутные» пейзажи Айвазовского. Если говорить о личных впечатлениях, то этот раздел – полное открытие нового Айвазовского. Такое восприятие формирует, прежде всего, картина «Санкт-Петербург, Исаакиевский собор», 1890, Холст, масло (частное собрание).

Поражает то, как проявилась уникальная система художника игрой цвета и света совершенно в другой стихии и в другое время года!

А!

Рис 2. Санкт-Петербург, Исаакиевский собор. 1890. Холст, масло. 110х144см. (Частное собрание)

 

Под стать этому полотну, и картина «Панорама Москвы с храмом Христа спасителя» 1851 года (холст, масло, 223,0х336,0см. Музеи Московского кремля). Очень впечатляет тот факт, что картина писалась Айвазовским, когда храм ещё не был достроен и стоял в строительных лесах. Художник используя опубликованные проектные чертежи, поместил воображаемое чудо в панораму Москвы на фоне Кремля. Сегодня воссозданный храм смотрится точно так же! Ранее эти две картины были практически не доступны широким массам любителей творчества Айвазовского, тем значимее эта юбилейная выставка и её надо обязательно увидеть. Кроме художественной ценности именно эти две картины подчеркивают личность Айвазовского как патриота своей родины!

Раздел «Весь мир ему был мал» объединяет картины художника, созданные по мотивам его путешествий по Кавказу, Италии, Турции, Египту, Америке и другим странам. Количество городов и стран, которые посетил художник за 60 лет своего творчества более сотни. Именно в Италии к Айвазовскому пришла слава, и это запечатлено на грандиозных по размеру и значимости картинах.

В разделе «Но меркнет день – настала ночь…» очень полно и всеобъемлюще представлена тема ноктюрна (лат. Nocturnus - ночной). У Айвазовского она всегда наполнена поэтическим томлением. Не даром в Санкт-Петербурге на Мойке 12, хранится картина «Гурзуф ночью» (Второе название «Гурзуф и Аю-Даг при лунном свете», 1849, холст, масло, 121х191см, ВМП) как свидетельство пробуждения гения Пушкина в Крыму! Гурзуф и его море имели «прелесть неизъяснимую»: «Волшебный край, очей отрада». Это произведение Айвазовского незримо связана с пушкинской поэзией и является одной из десяти картин, относимых к теме «Пушкин и Айвазовский».

В разделе «Плененный тайной мироздания» демонстрируются картины на библейские сюжеты.  Первой картиной на теологическую тему, написанной в 1840 году в Италии, была картина «Хаос», хранящаяся ныне в Музее Армянской конгрегации мхитаристов в Венеции. Среди полотен этого раздела на выставке представлена завораживающее воображение картина, «Сотворение мира» (1864, холст, масло, 195х236см. ГРМ) написанная Айвазовским в состоянии вдохновения за девять часов беспрерывной работы не отходя от холста.

Приняв участие в открытии выставки и ознакомившись с экспозицией можно рекомендовать посетителям осмотр её начинать с балкона, на котором для демонстрации разносторонних интересов Айвазовского, воссоздания атмосферы его творческой мастерской привлечен дополнительный материал — экспонаты из фонда Центрального военно-морского музея: подзорные трубы, штурвал, напольный звездный глобус, макеты кораблей. Это очень удачный музейно-выставочный приём. И здесь (судя по количеству сэлфи), «звездой» выставки стала модель 120-ти пушечного корабля «Двенадцать апостолов».

Там же представлен документальный раздел выставки включающий портреты родных художника, фотографии, архивные материалы, в том числе Дворянская грамота 1864 года, жалованная художнику императором Александром II.

А2

Фото 3. Модель линейного корабль «Двенадцать апостолов» спущенного на воду в 1841 году. Автор модели судомоделист капитан 1 ранга А.З.Каплановский, 1958 год. Масштаб 1:96. Ручная работа - дерево, медь, ткань, хлопок. Фото В.Молодовской.

 

Они иллюстрируют биографию Айвазовского, подчеркивают уникальность его личность — благотворителя, жертвователя, мецената, первого почетного гражданина Феодосии. Настоящим открытием, не только этого раздела, но и всей выставки является представленный альбом великого князя генерал-адмирала Константина Николаевича, с акварелями и рисунками Айвазовского (Российский государственный архив литературы и искусства).

По заявлению генерального директора Государственной Третьяковской галереи Зельфиры Трегуловой, сделанном при открытии, сюрпризом  для зрителей проекта, должна была стать устроенная при входе на выставку видеоинсталляция современных художников группы «Синий суп», которая создает «эффект присутствия» в водах Черного моря. Но она не очень впечатляет, и представляется довольно посредственной попыткой использования современных инфо и медиа-технологий. В Санкт-Петербургском музее воды, подобная инсталляция гораздо более эффектна!

Кроме того, директор отметила, что проведение выставки стало возможным благодаря генеральной спонсорской поддержке Банка ВТБ, который является многолетним партнером Третьяковской галереи.

В огромном художественном наследии И.К. Айвазовского, подавляющее большинство его произведений посвящено морю и его проявлениям: штиль, прибой, шторм, ураган. Он не любил зарисовки с натуры, поэтому одной из характерных черт Айвазовского-мариниста, рисование по памяти. Это был его авторский стиль.

Главным, зримым отличием творчества художник является его мастерское управление с такими элементами, как свет, воздух, вода. Нанося краски собственного приготовления в оптимальном соотношении, он придавал морским пейзажам особую динамику и неповторимую изящность.

Айвазовский ярко писал неукротимость стихии, людей на пределе их возможностей и на преодолении! Рядом с «тихими и умиротворёнными» его картинами ещё отчетливее ощущаешь бурю. Когда они выставлены рядом с картинами бушующих стихий, то понимаешь, как хрупок покой, как мал человек и для чего ему, не всем бурями дадено спасение.

Результирующее впечатление от выставки картин Айвазовского осознание главного его новаторства, состоящее в огромных полотнах с вроде бы однообразным изображением - волн ли, бури, шторма, ночи ли... Это же сегодняшний эффект «Три D»! - не видишь краёв полотна и грозное пространство изображённой на нём стихии тебя просто втягивает. Ощущаешь, что ты по-настоящему погружён, цепляешься за воду, захлёбываешься, тонешь - здесь, у Айвазовского на полотне. До тех пор, пока тебя кто-то не окликнет, или случаем не толкнёт, возвращая в действительность бытия!

Юбилейная выставка в ГТГ очень значимо подтвердило эту изящность – несмотря на огромное число полотен они не давят, а осмотр экспозиции не сильно утомляет.

К открытию выставки, организаторы выпустили великолепный альбом, в котором поместили 339 иллюстраций. Из них: 135 иллюстраций картин Айвазовского, 54 рисунка и 18 зарисовок (набросков).

На фронтисписе портрет Айвазовского работы А. Тыранова 1841 года. Масло, холст 72х54,2см. Альбом, представлен как фундаментальный каталог произведений Айвазовского. Это явное преувеличение. Достаточно вспомнить великолепный альбом Н.О. Майорова «Большая коллекция. Том 2», издание «Белый город» 2010 года.

К несомненному достоинству альбома следует отнести добротные, высоконаучные статьи, Г.С. Чурак, Н.С. Игнатовой, А.В. Познанской по-новому раскрывающие основные аспекты его творчества. Издание дополняет подробная летопись жизни и творчества Айвазовского.  Не совсем соответствует уровню альбома помещенный в нем каталог только на английском языке. Обложка альбома оформлена фрагментом картины Айвазовского «Черное море (На черном море разыгрывается буря)», 1881, холст, масло. 149х210см ГТГ. Приобретена П.М. Третьяковым у автора в 1881 году. Как принято в таких изданиях, тираж не указан.

По замыслу устроителей выставки, после её закрытия в ноябре месяце в Москве, почти в неизменном составе, она будет представлена на обзор зрителей в Санкт-Петербурге и других городах России. Достойное отмечание 200-летнего юбилея величайшего мариниста К. И. Айвазовского.

 

Член НСБ Г.Н. Антонов (Спб.)

 

« Назад