Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени Грабаря отмечает 100-летие
Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени Грабаря - старейший в стране - в этом году отмечает 100-летие. Комиссия по сохранению и раскрытию памятников древней живописи - так первоначально назывался центр, созданный в мае 1918-го - заложила основы отечественной школы реставрации. В этих мастерских дали вторую жизнь тысячам шедевров - от икон соборов Московского Кремля до полотен Уффици и Дрезденской галереи. Репортаж Антона Николаева.
В этом холсте сегодня трудно узнать картину знаменитого автора Бородинской панорамы Франца Рубо "Пленение Шамиля". На полотне изображено историческое событие - взятие 25 августа 1859 года генерал-адьютантом Барятинским села Гуниб, ставки имама Шамиля, и добровольная сдача его в плен. По иронии судьбы полотно, посвященное важнейшему этапу Кавказской войны, пострадало от военных действий. В 90-е годы во время чеченской кампании боевики засели в здании грозненского музея. Он был фактически разрушен, но полотно уцелело. Однако, впоследствии было похищено боевиками. Российские спецслужбы задержали картину при попытке вывезти ее за границу.
Еще ряд экспонатов, которые недавно поступили в реставрационные мастерские, относятся к периоду античности. Эти терракотовые статуэтки были найдены в конце XIX века во время археологических раскопок в древнегреческом городе Танагра.
"Не могу сказать точно, поскольку атрибуция еще не была проведена, но танагрские статуэтки датируются IV веком до нашей эры. Конечно, невероятно приятная и почетная обязанность - реставрировать подобные вещи и прикасаться к ним, потому что они дошли до нас в этом состоянии", - отметила заведующая реставрационной мастерской керамики Екатерина Шаркова.
Изначально статуэтки, обнаруженные в древних захоронениях, были раскрашены. Восстановление цвета - самый сложный этап работы реставраторов. Затем статуэтки вернутся домой - в Государственный художественный музей Алтайского края.
А вот эти экспонаты уже отреставрированы и совсем скоро отправятся в Кенозерский национальный парк. Это так называемые небеса - часть убранства церквей и часовен тех мест. Восемь, двенадцать, иногда шестнадцать граней расположены на потолке и символизируют собой Царство небесное. Нигде в мире больше такого не нет. Только в Кенозерье - до небес можно рукой дотянуться. Конкретно эти небеса, рассказывает реставратор, - из часовни XVIII века.
"В 40-е годы эта часовня, Тихвинской иконе Божией матери посвященная, использовалась как магазин. И в этот период изображение на небесах было несколько раз забелено краской. И в дальнейшем какой-то доброхот попытался их смыть. И смыл не только побелку, но и большое количество красочного слоя", - объяснил художник-реставратор Александр Горматюк.
В Центре Грабаря реставрируют уже десятые по счету небеса. Но тех, что еще ждут своей очереди, гораздо больше. На это уникальное явление культуры Русского Севера по-настоящему обратили внимание относительно недавно. Поэтому многое, к сожалению, утрачено уже навсегда, но что-то еще можно спасти.
По материалам сайта tvkultura.ru