Второй этаж, здесь жил поэт и муза
10 февраля все музеи, связанные с Александром Пушкиным, открыли двери для свободного посещения своих постоянных экспозиций и выставок. А на Пречистенке для желающих провели экскурсии по коллекциям, хранящимся в фондах.
Минута молчания. В этот день его не стало. В это время, спустя 179 лет, в холле Государственного музея А. С. Пушкина собрались те, кто пришёл отдать дань памяти поэту. Безмолвно стоят и бюсты Пушкина работы Белашовой и Апекушина. И в этой звенящей холодной тишине будто музыкой льются строки "солнца русской поэзии". Корреспондент «ВМ» тоже прочла любимые стихи Пушкина.
- Свободный вход в музей в этот день и минута молчания – это традиция. Она берет начало с первого года работы музея. Ежегодно 10 февраля мы приглашаем всех желающих почтить память поэта, - объясняет руководитель пресс-службы Государственного музея А. С. Пушкина Вероника Кирсанова. - Приходят сотни людей, возможно, даже кто-то отпрашивается с работы, приходят с детьми и большими семьями. Мы готовим специальную программу. Конечно, звучат стихи поэта. Пушкина можно и нужно читать не только в памятные дни, и, конечно, не только в рамках школьной программы. И чем старше становишься, тем большие открытия он несет. Думаю, что Пушкин уже давно стал «культурным кодом» России. Неким духовным и культурным стержнем нашего национального самосознания. У него можно учиться и широте взглядов, и подлинному патриотизму.
...Тем временем группа китайских туристов, едва справляясь с синими бахилами, без которых не пускают смотреть экспозицию, спешит к крохотному портрету Пушкина-ребёнка, выполненному художником Ксавье де Местром в 1801-1802 годах. Фотографируют, слушают аудио-гид и такими же мелкими семенящими шагами передвигаются дальше, в центральный зал, к портрету уже взрослого поэта. Эту копию со знаменитого оригинала Кипренского, хранящегося в Третьяковской галерее, выполнил художник Николай Ге.
Парадная анфилада особняка, где размещена постоянная экспозиция, – нарядна и торжественна. Зеркала, уходящие под потолок, старинная мебель XIX века, живопись на стенах, в витринах копии пушкинских рукописей. Усадьба дворян Хрущевых – достойное место для музея Пушкина.
- Доподлинно не известно: бывал ли в этом доме сам поэт. Но с Пречистенкой и близлежащими переулками Пушкина несомненно многое связывает. Например, неподалёку жил ближайший друг поэта Павел Нащокин, - рассказывает экскурсовод Татьяна Шинкарева, провожая очередную туристическую группу в парадный зал, замыкающий анфиладу. Он посвящен последнему году жизни поэта. Здесь, в том числе, представлена полная панорама Невского проспекта. На ней запечатлена жизнь того Петербурга, в котором Пушкину было суждено провести последние годы. В книжных шкафах – старинные книги, дубликаты знаменитой библиотеки Пушкина: античная, европейская и русская литература, журналы и альманахи, исторические труды и словари.
В мемориальной квартире Пушкина на Арбате посетителей немного меньше. Здесь Пушкин снимал второй этаж дома, переехав в него сразу после свадьбы с 18-летней Натальей Гончаровой.
- Московские сплетники злословили, что Пушкин, живший все больше по друзьям и по трактирам, обзавёлся таким большим хозяйством, уплатив за него 1000 рублей за полгода, - рассказывает научный сотрудник музея Ольга Устинова.
Однако прожил он здесь с молодой женой всего 3 месяца, сбежав от "любимой" тещи Натальи Ивановны в Санкт-Петербург. Поэт писал Плетнёву: "Я не люблю московской жизни. Здесь нужно жить не как хочешь, а как тетки хотят. Теща моя - это та же тётка".
Однако же дом этот на Арбате стал настоящей семейной пристанью поэта с первой красавицей Москвы. Через неделю после свадьбы он напишет: "Я женат и счастлив. Одно желание моё, чтобы ничего в жизни моей не изменилось. Лучшего не дождусь. Это состояние для меня так ново, что кажется, я переродился".
По скрипучим половицам переходит из одной комнаты в другую 24-летняя студентка Российской государственной академии интеллектуальной собственности Алена Казакова. Сегодня её пораньше отпустили с занятий, и она решила отправиться в гости к Пушкину.
- Я живу и работаю во Владивостоке, в Москву приезжаю на учебу, - рассказывает Алена. - Пушкина люблю не только за творчество, а больше - за его характер, вспыльчивый нрав, чувство юмора. Он, как и я, холерик. Мог внезапно поменять свое мнение, влюблялся и совершал ради любви отчаянные поступки. Хотела бы я, чтобы меня любили так, как Александр Пушкин любил Наталью Гончарову, - говорит Алена, останавливаясь около портрета Натальи Николаевны (в это время уже Ланской). Художник Макаров запечатлел «пушкинскую Мадонну» в возрасте 37 лет - столько же было Пушкину, когда он погиб.
По материалам сайта vm.ru