«Выход в свет» – новая выставка в Музее-усадьбе «Остафьево»
«Выход в свет» – новая выставка в Музее-усадьбе «Остафьево». Она посвящена балам и салонам Москвы XIX века. Живопись и графика, предметы быта, мебель, одежда и музыкальные инструменты позволяют ощутить атмосферу эпохи, познакомиться с историей костюма и правилами этикета. Репортаж Анастасии Павловой.
Зима – самый активный сезон бальных вечеров, начиная с нового года и до конца Масленицы – придворные и светские дамы и кавалеры танцевали польки, кадрили, мазурки. На балах возникали первые симпатии, на глазах всего общества складывались отношения. А еще бал становился местом для деловых контактов. В усадьбе «Остафьево», как и в других домах – на вечерах бывали политические деятели, военные, писатели.
«В период владения усадьбой Петром Андреевичем Вяземским, усадьба «Остафьево» являлась таким центром притяжения, здесь собирался весь цвет литературного общества: приезжал Пушкин, здесь же писал «Историю государства российского» Карамзин, приезжал Жуковский», – рассказал директор Государственного музея-заповедника «Остафьево» – «Русский Парнас» Юрий Евтюхин.
Балы и салоны – главный вид досуга москвичей XIX века. На портретах, предоставленных на выставку музеем Тропинина – скрипач и композитор, автор гимна «Боже, царя храни» Алексей Львов, композитор и дирижёр Александр Алябьев, оперная певица Анна Степанова и светские красавицы.
«Наряд, в котором изображена героиня – он что ни на есть бальный, по сути, по конструкции, по идее – он народный. И так должны были одеваться жены купцов, состоятельных купцов, это был очень хороший тон. Но дабы показать свой высокий статус, возможности купеческого сословия, этот наряд сшит и выполнен из очень дорогих тканей и материалов», – поделилась директор Музея В.А. Тропинина и московских художников его времени Ольга Журавлева.
Строгий церемониал в костюмах. Мужчины приходили на бал только в военном мундире со всеми наградами или в строгом фраке. Из украшений – шелковый галстук, в искусстве завязывания его упражнялись часами перед зеркалом. Чтобы бант получался изящным, но небрежным. Дамы, наоборот, щедро потребляли все, что предлагала мода. На протяжении XIX века стили их нарядов менялись – платья с кринолином, турнюром, романтизм, ампир.
Татьяна Прохорова, куратор выставки: «Такие платья были очень модные, мода эта пришла из Франции, их называли в народе «голыми» платьями», потому что они были из тончайшей ткани. Дамы еще и увлажняли эту ткань для того, чтобы она как можно выгоднее подчеркивала фигуру и тело».
В витринах аксессуары, которые непременно сопровождали гостей бала. Резные трости, веера, сумочки. И записная книжка для танцев. Эта часть этикета, которая соблюдалась особо тщательно. Книжки принадлежали дамам, они записывали туда очередность танцев и кавалеров, которым их обещали. А мужчины обязаны были держать весь список у себя в голове. И ни в коем случае не забыть.
По материалам сайта smotrim.ru