Вышло в свет уникальное издание альбома Левкия Ивановича Жевержеева
Левкий Иванович Жевержеев (1881–1942) — коллекционер-библиофил, меценат, увлеченный авангардным театром, один из создателей Музея театрального и музыкального искусства в Санкт-Петербурге. В 1915 году Жевержеев открывает свои «пятницы» — встречи творческой интеллигенции, а пришедшим предлагает оставить автограф в альбоме. Этот альбом в течение полутора десятилетий находится в самом центре культурной жизни Петрограда–Ленинграда и Москвы. На его страницах оставили записи самые разные персонажи: ученые, писатели, художники, режиссеры, актеры, искусствоведы, библиотекари, издатели, коллекционеры, владельцы книжных лавок. Записи, рисунки, эссе, нотные автографы, шарады, карикатуры Всеволода Мейерхольда и Велимира Хлебникова, Алексея Ремизова и Владимира Маяковского, Михаила Кузмина и Юрия Анненкова, Леонида Чупятова и Владимира Щуко, знаменитых артистов Александринского театра и БДТ — всего в альбоме более 450 автографов. Они складываются в своего рода лоскутное одеяло: рисунки, истории, сообщения разбросаны хаотично по всему альбому.
Уникальному свидетельству времени, рукописному памятнику эпохи, хранящемуся в фондах Музея, более ста лет: альбом, вызывающий громадный исследовательский интерес, старше музея. Работу над его сохранением коллектив Музея вел более трех лет. Альбом был тщательно оцифрован, все записи, включая собственные комментарии Л. И. Жевержеева, снабжены историческими справками и примечаниями, подробно прокомментированы научными специалистами. В прошлом году при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга была создана мультимедийная версия альбома, представляющая собой объемный гипертекстовый документ, требующий специального программного обеспечения. Наконец, благодаря помощи меценатов и спонсоров стало возможным издание полного репринта альбома (340 стр.) и отдельного второго тома научных комментариев к нему.
Значение этого редкого издания неоценимо. Оно дает возможность взглянуть на бурные перипетии отечественной культурной жизни в годы революции и первые десятилетия Советской власти в самой близкой оптике. Организация Курсов мастерства сценических постановок (КУРМАСЦЕП) Мейерхольда и выход новой книги о художнике
А. А. Роллере, открытие Книжной лавки писателей и выставка театрально-декорационного искусства в залах Академии художеств, создание Эрмитажного показательного театра и Музея Города в Аничковом дворце, деятельность Декоративного института в доме Жевержеева и постановка «Мистерии-Буфф» Маяковского — в издании стихийно, но предельно красноречиво отражен подъем новой культуры в 1920-е и ее стремительное разрушение в 1930-е, когда записи в книгу почти прекратились. Научные комментарии и биографические справки дополняют эту яркую и — как показало время — трагическую картину. Жевержеев всю жизнь сохранял память о том, что предавалось забвению, рассыпалось на глазах. Его словно бы несерьезный визитный альбом стал поразительно серьезным вкладом в эту память.
По материалам сайта theatremuseum.ru