Выставка акварелей Альберта Бенуа «Чудотворения» в Доме русского зарубежья

Этим эпитетом эпохи Серебряного века — «Чудотворения» — охарактеризовал искусство Альберта Бенуа его младший брат, знаменитый художник, критик и историк русского искусства Александр Николаевич Бенуа.

На выставке представлено около 50 акварелей, мемориальные предметы из собрания Дома русского зарубежья, галереи «Кабинетъ», частных коллекций Веры и Ильи Глазуновых, Аллы и Евгения Лансере, Михаила Сеславинского, Константина Журомского и др.

Рассказ об эмигрантском периоде жизни художника дополняет мультимедийная инсталляция, позволяющая наиболее полно отразить хронологию. В ней представлены уникальные работы из собраний С.А. и И.А.Черепниных (Франция) и П.А.Черепнина (США), которые в связи с пандемией не удалось представить в оригинале.

Экспозиция раскрывает все этапы жизни и творчества художника, архитектора, педагога, одаренного музыканта и импровизатора, входившего в близкий круг императора Александра III и его семьи. Ежегодные выставки Общества русских акварелистов, основателем которого он был, в 1880-e годы стали одними из самых ожидаемых столичных светских мероприятий, а покровительство Обществу и внимание к акварельной живописи императорской семьи Александра III, а затем и Николая II сделали коллекционирование акварели в России в конце XIX века фактически обязательным аристократическим увлечением и подняли акварельную живопись на самый высокий уровень признания.

Обширное наследие, оставленное Альбертом Бенуа, с трудом поддается исчислению. Как писал в своих воспоминаниях Александр Бенуа, «продуктивность Альберта была баснословной», он «бежал на этюды и успевал в один вечер сделать не один, a несколько, причем его особенно привлекали эффекты заката солнца».

Среди представленных на выставке экспонатов — иллюстрированные письма Альберта Бенуа к дочери Марии Черепниной и внуку Алику из собрания Дома русского зарубежья; иллюстрированные письма из собрания Михаила Сеславинского, среди которых трогательное письмо Альберта Николаевича к сыну Альберту Альбертовичу в Пекин, свидетельствующее о том, что факт смерти сына был скрыт от художника; акварель «Нормандский пейзаж» из частного собрания, принадлежавшая дочери художника Камилле Хорват (Харбин). Зрители увидят все любимые сюжеты Альберта Бенуа. Пейзажи Италии, Финляндии («Жатва в Финляндии») и средней полосы России («На закате»), закаты на море и над Петербургом, императорские яхты на рейде в Балтийском море («Императорская яхта “Держава” на малом Кронштадтском рейде»), финские шхеры («Гельсингфорс»), швейцарские ландшафты и волжские просторы, эпические дали и водную гладь («Биарриц. Берег океана») создают впечатляющую картину жизни и творчества гениального акварелиста, знаменитого путешественника и жизнелюба.

Выставка работает с 17 апреля по 5 сентября 2021.

 

По материалам сайта domrz.ru

 

« Назад